Напишите примеры с худ-ными приёмами, раскрывающими губительную силу пошлости и обывательщины в "Ионыче" Чехова
худ-ные приёмы, раскрывающими губительную силу
пошлости и обывательщины в рассказе Чехова
художественная деталь
описание картин природы
использование стихов и музыки
повтор слов и выражений
эмоционально окрашенные слова и выражения.
Главный прием, которым пользуется Чехов во всех
своих рассказах-это деталь.
Роль детали в поэтике Чехова многосложна.
Деталь важна как для раскрытия образа героя, так и для
выражения авторской позиции.
В “Ионыче”, деталь является важнейшей формой проявления
авторского голоса. Но и этим функции детали не ограничиваются.
В рассказе Чехова детали могут “значимые” и “незначимые”.
Это свойство как портретной, так и пейзажной детали.
Обращаясь к портретной характеристике, Чехов не отбирает
детали по значимости, подбор деталей никак не мотивируется,
портрет “воспроизводится” как нечто существующее
самостоятельно, законченное” не зависящее от замысла автора.
Именно детали, являясь неотъемлемой “принадлежностью”
личности героя, помогают Чехову выявить индивидуальное.
Множество художественных деталей встречается в речи персонажей.
Любая незначительная на первый взгляд фраза может иметь
важное значение, тем более если она стоит в соответствующем
обрамлении.
Например, после неудавшегося свидания Старцев думает не
о Екатерине Ивановне, его мысли заняты совершенно другим:
“Ох, не надо бы полнеть! ”
Или когда он ждал ее, а она долго не выходила, Старцев
размышлял о приданом: “А приданого они дадут, должно быть, немало”.
Эта деталь показывает начало деградации героя: его душа
очерствела, он уже не был способен любить по-настоящему.
Чехов не указывает прямо на полную деградацию своего героя,
а демонстрирует инертность его натуры с помощью такой
детали, как езда на тройке с бубенчиками, ибо он “неохотно
ходил пешком”, а о его замкнутости и нелюдимости мы судим
по глупой кличке, которую ему дали в городе - “поляк надутый”,
хотя, как замечает автор, Старцев “никогда поляком не был”.
Чехов показывает деградацию Старцева и через портрет.
В начале рассказа он “шел пешком не спеша.. .и все время напевал”
песню. В конце произведения Ионыч “пополнел, ожирел,
тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову”, “пухлый, красный”.
Сравнения, метафоры, встречающиеся в новелле тоже способствуют
более выразительному изображению предметов, душевного
состояния персонажей.
Чехов никогда не навязывал свое мнение читателю.
С помощью художественной детали он оставлял читателю
возможность домыслить образ, представить общую картину
самостоятельно.
Писатель никогда не отзывался плохо о своих героях.
Если они ему не нравились, он показывал это с помощью детали.
И из маленьких штрихов, мазков создается красочная
реалистическая картина событий.
Страшную картину омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, обнажает Чехов в рассказе «Ионыч». Страшную потому, что без ножа и кастета она губит человека, превращает его из существа одухотворенного в бездушного «языческого идола».
События происходят в губернском городе С. Чтобы вручить представление о здешней жизни, писатель знакомит нас с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой». Отец семейства «все пора говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давнехонько уже вошедшем у него в привычку: болыпинский, недурственно, покорчило вас благодарю». Призрачная, жутковатая имитация юмора. Мать, Вера Иосифовна, сочиняет бездарные опусы о том, «чего никогда не бывает в жизни». Дочь, Катерина, по воле родителей перекрещенная в мещанского Котика, играет на рояле так, что «Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться «.
Однако, постепенно узнавая членов этой семьи, мы понимаем, как они, в сущности, бездарны и скучны. Закономерно возникает вопрос: если самые талантливые люди во всем городе столь бездарны, то каков же должен быть город? Семья Тур-киных на самом деле выделяется на общем фоне, но если она — вершина, то что же представляет собой низ!
«…Пока с обывателем играешь в карты и закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и более того неглупый человек, но стоит заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти» — вот собирательный портрет обитателей города.
И в такую жизнь окунается герой рассказа, молодой эскулап Дмитрий Ионыч Старцев. Чехов показал несколько ступеней в жизненном пути героя, но с каждой ступенью Старцев ниже и ниже падает на днище основание обывательщины.
Вначале перед нами активный, деятельный молодой человек. Бедный разночинец, «дьяковский сын», он полон энергии и сил, увлечен работой настолько, что более того в праздники не имеет свободного времени. Молодого Старцева интересует литература, искусство. Он пытается забежать в жизнь горожан. Но Старцев чувствует себя одиноко среди обывателей и в беседе с Котиком жалуется на окружающих его людей.
Однако проходит несколько лет, приблизительно десятка, и мы видим перед собой уже другого человека. Старцев «пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову».
Прежде обыватели видели в докторе что-то чужое и звали его за спиной «поляк надутый». Теперь же его по-родственному зовут «Ионыч».
Интересы Старцева становятся такими же, как и интересы других горожан. Он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает финансы, полученные от больных. Ионычу уже ничто не сможет помочь выбраться из обывательского общества, так как «он одинок… ничто его не интересует», как и многих в городе. За короткий срок эскулап потерял все, что отличало его от рядовых горожан, прошел такой злободневный путь, что сам стал воплощением обывательщины и мещанства.