Есть люди, которых волнует лишь одно: насколько текст достоверен. Но зачем мыслить столь узко? Зачем себя ограничивать?
Неужели из всех книг нас интересуют только исторические труды и исторически достоверные биографии? Неужели наши интересы сводятся к реальным событиям прошлого? А как же романы? А рассказы? А стихи?
Неужели великие писатели, способные создать сложный сюжет с многоплановыми (хотя и вымышленными) персонажами ничего нам не говорят? Разве «истинно» только то, что было на самом деле?
Как мы отметим в главе 8, истину доносят до нас разные формы искусства. Когда мы благоговейно стоим перед картиной Джотто, Караваджо или Рембрандта, мы не начинаем (или не должны начинать) с вопроса, насколько это исторически достоверно.
Или с вопроса, так ли выглядели Богородица, апостол Петр и Иисус. Эстетика не сводима к исторической точности и не зависит от нее. Это абсолютно разные понятия. Зачем нам думать об одной лишь достоверности, если только мы не занимаемся исторической реконструкцией?
В вопросе, как Иисуса изображали, воображали, осмысливали, понимали и вспоминали в первые века христианства, начиная с Нового Завета, нет оснований ограничивать свои интересы историей.
Вопрос достоверности может нас волновать. И некоторых людей он особенно волнует. Но ему не обязательно быть единственным. Выше мы говорили о том, какой была христианская память об Иисусе после его смерти.
Не будем забывать: чтобы память была важной, ценной и (хотя бы субъективно) истинной, ей нет нужды быть точной. «Искаженные» (то есть неточные в строго историческом смысле) воспоминания не менее реальны для тех, кто ими обладает и делится, чем воспоминания «истинные» (то есть исторически точные).
Более того, стоит задаться вопросом: доступны ли нам «истинные» (в строгом смысле слова) воспоминания об Иисусе?
Есть ли у нас способ быть уверенным?
Конечно, историки пытаются понять, к примеру, что происходило в ходе земного служения Иисуса с его учениками.
Они могут с большей или меньшей уверенностью предположить, какие предания достоверны, а какие – нет. Но история – всегда вопрос большей или меньшей вероятности. Когда мы имеем дело с личностью вроде Иисуса, эти вероятности устанавливаются путем критического анализа воспоминаний, зафиксированных поздними авторами.
Так ли все происходило?
Или воспоминания выдуманы, сознательно или бессознательно, поздними рассказчиками? Можно посмотреть на них и под другим углом: исследовать их безотносительно вопроса достоверности.
Правильно! Ограничивать себя надо только в еде и в излишествах всяких нехороших!
Ну, можно посмотреть под другим углом. Кто запрещает-то? Глядите на здоровье!
Так и нужно это называть не руководством к духовной жизни .. а фентези ..фантазией сказкой .. не имеющим к реалиям никакого отношения ..
Когда мы имеем дело с личностью вроде Иисуса, эти вероятности устанавливаются путем критического анализа воспоминаний, зафиксированных поздними авторами.
))))
Посмотрите кто такие копты .. православные ..!
Большинство коптов исповедуют христианство, составляя крупнейшую христианскую общину на Ближнем Востоке; принадлежат, главным образом, к Коптской православной церкви из числа до халкидонских церквей !
Копты — египетские христиане, представители одной из самых древних ветвей христианства, сохранившие в своей истории и культуре черты, уходящие корнями в глубину веков.
Они ещё помнят что Исус Христос это не человек.. это СВЕТ .. это образ Бога не видимого Логос-а .
Посмотрите на кресты наших предков
Есть люди, которые мыслят узко, есть люди, которые мыслят широко, и те и другие созданы Богом и значит их жизнь необходима
Достоверно можно знать только то, что случилось непосредственно с нами, а всё остальное (история, искусство, религия) - это сарафанное радио.
если вы читаете сказку то естестно ..
:)
об этом не задумыватся