Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Помогите с вопросом!!!

Алексей Пендик Профи (545), закрыт 5 лет назад
Существует мнение, что нравственность является основой свободы человека. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.
Лучший ответ
Екатерина Бочагова Высший разум (5071633) 5 лет назад
Нравственность предполагает действие человека в отношении внешнего мира, не имеющее принудительного характера, основанное на внутренней свободе, совершаемое по собственному внутреннему побуждению, а не из страха внешнего наказания.

Следует заметить, что никого нельзя силой заставить любить ближнего или совершить подвиг самоотвержения. Только добровольная жертва имеет нравственную цену. Решающим здесь является голос совести, признающий над собой высший закон и свободно его исполняющий. Принуждение к нравственности есть безнравственность. Как свободное существо, человек вправе исполнять писанный в сердцах закон или от него уклоняться. За это он ответственен не перед человеком, а перед Богом, непогрешимым судьей всякого нравственного поступка и всякого решения совести. Человеческий же суд наступает там, где есть посягательство на чужое право. Здесь наступает область принуждения. Отсюда ясно, что государство, как принудительный союз, не должно вторгаться в область чисто нравственных отношений. Оно не призвано устанавливать нравственный порядок на земле. Это дело свободного союза - церкви, которая является посредником между человеком и Богом. Если же государство, со своей принудительной властью, приходит на помощь церкви, или если оно, по собственному желанию, стремится карательными мерами установить господство нравственного закона, оно становится притеснителем совести. Стремясь утвердить нравственность, оно само подает пример безнравственности. Если церковь свободною проповедью не сможет воздействовать на сердца людей, то государство карательными мерами тем более не сможет это сделать. Наоборот, этим оно может только усилить зло, породить лицемерие, возмущая совесть и низводя религию на степень орудия политических целей.
Но если государство не призвано устанавливать нравственный порядок в обществе, то в собственной, принадлежащей ей области оно может поступать нравственно или безнравственно и этим содействовать или противодействовать установлению нравственного порядка. Оно может ставить себе нравственные или безнравственные цели, оно может употреблять нравственные или безнравственные средства.

Цель государства - общее благо, по существу своему есть цель нравственная, так как нравственные требования состоят именно в деятельности на пользу других, следовательно и на общую пользу. В этом смысле можно сказать, что призвание государства состоит в установлении нравственного порядка в обществе. Подчиняя частные цели общественной, оно тем самым устанавливает порядок, который соответствует нравственным законом. Через это, нравственное основание становится существенным элементом самой государственной деятельности. Но начало общего блага может быть принято односторонне или даже превратно, и тогда оно теряет свой нравственный характер. Если оно понимается исключительно как практический интерес известной группы людей, - а таковым является большей частью то, что называется государственной пользой, - оно может быть в тягость для других, а это противоречит нравственным требованиям. Например, действия во благо своей партии, территории, народа, ущемляющие интересы других, пренебрежение их правами, являются безнравственными действиями. Деятелей такого рода нельзя назвать благодетелями человечества. К той же категории принадлежит и всякое насильственное порабощение. Польза победителей есть несчастье для побежденных. Нередко и самое благо граждан может быть понято превратно. Как показывает история, все гонения на совесть, все производимые стеснения человеческой свободы происходят во имя общего блага. И что всего хуже, под этой мечтой часто скрываются личные цели и амбиции правителей: властолюбие, гордость, тщеславие, алчность, все человеческие пороки, которые проявляются тем с большей силой, чем менее они встречают препятствия.
Остальные ответы
Похожие вопросы