Напишите пж целостный анализ прозаического текста 'Капустное чудо'
Это произведение отражает один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – голод, нищету и разруху послевоенного времени.
Отечественная война 1941 – 1945 гг. не присутствует здесь, не отображены непосредственно военные действия, бои, но отголоски войны, последствия, трагизм положения русского народа после войны талантливо отображены писательницей Л. Улицкой.
Трагизм послевоенного времени присутствует в самой манере повествования: «ноябрьское утро сумрачно и хмуро», «беспросветно – темная очередь» за капустой, «тяжелые, темно-красные от сырости флаги, не убранные после праздника», девочки – сироты, оставшиеся без родителей: отец погиб на фронте, а мать и бабушка умерли, видно, от голода и болезней.
Посолив купленную капусту, семья, в то время, могла пережить холодную, голодную зиму.
Поэтому капуста и связанные с ее покупкой события – лежат в основе рассказа.
Обе девочки, старшая шестилетняя Дуся и младшая Ольга, жили в доме своей родственницы – бабы Тани, или Слонихи, обладающей сварливым характером, но добрым сердцем.
Решив для себя нелегкую проблему и оставив девочек у себя, больная, старая женщина, по сути, приобрела для себя радость под старость и настоящих помощниц.
Суровые тяготы жизни делали в то время из детей настоящих тружеников. Они проходили школу выживания и, чаще всего, побеждали в этой схватке со смертью. Игры детей – ровесников их мало интересовали: они должны были помогать Слонихе, которая брала работу на дом и шила на машинке, чтобы прокормиться.
Жили очень трудно, в доме даже не было мыла, чтобы вымыть головы детей.
Название рассказу «Капустное чудо» дано неспроста: потерянные деньги, данные старухой девочкам на покупку капусты, сплотили еще больше эту семью и показали, что для Слонихи главным богатством являются не деньги, а потерявшиеся дети, которые стали ей дороже всего на свете.
С другой стороны «чудом» было и то, что случайно упавшие с проехавшей машины два огромных кочана капусты стали для детей огромным приобретением.
Они очень боялись гнева бабы Тани и боялись, что будут ей выгнаны из ее дома.
Но все оказалось совсем по-другому: баба Таня искренне переживала исчезновение девочек, называла их: «девчоночки мои», «золотые, ласковые».
«Как они без меня? А я – то как без них?» - это, по-моему, самое главное в этом рассказе.
Очень трогательно показано отношение продавщицы к детям: она посоветовала им поискать деньги по дороге и пустить без очереди.
Описание одежды и вида этих двух маленьких героинь вызывает чувство жалости, сочувствия и горечи от сопереживания с их «настоящим» горем, потому что тогда потеря денег была равноценна смерти: «две сгорбленные девочки, по-деревенски замотанные платками», «рыли побелевшими пальцами листья».
Эти «дети войны», обездоленные, сироты, голодные и холодные, несли вместе со взрослыми все тяготы военных лет. И, выжив в этой войне и в этой разрухе, они становились настоящими людьми. И это не какие-то инопланетяне или вымышленные герои: это наши современники, которых становится все меньше и меньше, - это наше старшее поколение, наши бабушки и дедушки.