ГАЛИНА
Высший разум
(2427860)
6 лет назад
Гагин - путешествующий русский дворянин, художник-дилетант.
Владея значительным состоянием и ни от кого не завися,
он решает посвятить себя живописи и ради этого странствует
по Европе.
Он пытается заниматься живописью, однако ни один из его
этюдов не закопчен (хотя в них "много жизни и правды" ) -
Гагин объясняет это отсутствием дисциплины,
"проклятой славянской распущенностью" .
Но, подсказывает автор, возможно, причина в другом -
в неспособности доводить начатое до конца, в некоторой
лености, в склонности подменять дела разговорами.
Эти черты свойственны и Гагину, и главному герою,
в чем убеждает эпизод в долине.
Отправляясь "на этюды" , Асин брат объявил, что будет
рисовать с натуры, Н. Н. же взял с собой книжку.
Однако вся затея кончилась тем, что молодые люди легли
на траву и принялись тонко рассуждать о том,
"как именно должно работать" и каково "значение художника
в наш век" .
Этим завершилось творческое утро:
"Наболтавшись досыта и наполнившись чувством
удовлетворения, словно мы что-то сделали, вернулись
мы домой".
После такого эпизода читателя не удивляет, что хотя
"в его (Гагина) этюдах было много жизни и правды,
что свободное и широкое; но ни один из них не был окончен".
Гагин сам в минуту просветления горько сетует на
обломовскую "проклятую распущенность".
Он сознает, что настоящим художником сможет стать,
"коли хватит терпенья".
"Без горького, постоянного труда не бывает художников… нет!
трудиться ты не будешь, сжаться ты не сумеешь"-
к такому убеждению пришел Н. в первый же день знакомства
с Гагиным.