Дополнен 4 года назад
Гонения на христианство
Основная статья: Великое гонение
В 303 году Диоклетиан начал гонения на христиан, в результате которых появилось множество мучеников. Император приказал закрыть церкви и уничтожить книги [4].
Менее всего ему посчастливилось в заботах о поддержании язычества как государственной религиозной системы и в ожесточённой борьбе с христианством. В сам год его смерти эдикт Константина Великого предоставил право свободного перехода в христианство всякому желающему. Оценка личности и деятельности Диоклетиана различна у языческих и христианских писателей. Но и языческие писатели упрекают его за введение восточной пышности в придворный этикет и за тот высокомерный ореол, которым он окружил персону римского императора, требуя, чтоб перед ним падали ниц, и выступая перед подданными, как божество. Вещественным памятником его деятельности остались в Риме колоссальные развалины терм Диоклетиана, построенных, по преданию, осуждёнными на смерть христианами.
Дополнен 4 года назад
Последние годы
Итоги правления. Уход в частную жизнь
Таким образом постепенно был восстановлен мир как внутри, так и на границах государства, чего уже давно не было в империи. Время Диоклетиана поэтому провозглашалось современными ему риторами возвращением золотого века. После двадцати напряжённых лет император явился, наконец, в Рим, но скупость увеселений, данных им народу, вызвала всеобщие насмешки. Вскоре Диоклетиан оставил Рим и отправился в свою любимую резиденцию Никомедию. В дороге он заболел и по настоятельному совету Галерия торжественно отказался от власти в Никомедии, 1 мая 305 г. Галерий и Констанций получили титул августов, а в цезари были возведены Север и Максимин.
Смерть
Остаток жизни Диоклетиан провёл на родине в Иллирии, в своём поместье в Салоне, где уединённо прожил 6 лет. На попытку Максими
Дополнен 4 года назад
Смерть
Остаток жизни Диоклетиан провёл на родине в Иллирии, в своём поместье в Салоне, где уединённо прожил 6 лет. На попытку Максимиана и Галерия убедить его возвратиться к власти бывший император ответил отказом, заметив, между прочим, что если бы они видели, какова капуста, которую он вырастил, то не стали бы приставать к нему со своими предложениями. Последние годы Диоклетиана были омрачены не только физическими страданиями, но и грубостью по отношению к нему новых правителей (в особенности Константина). Диоклетиан умер при неизвестных обстоятельствах (по Аврелию Виктору — от яда, по Лактанцию — от голода и кручины, по Евсевию — после продолжительной болезни и от дряхлости) в 311 г.
До 303 года, когда началось жестокое гонение на христиан, императору удалось провести реформу армии и разделить власть с тремя правителями, создав систему, получившую название тетрархии. Диоклетиан понял, что невозможно управлять одному столь большой империей, которую нужно было постоянно защищать от нападения варваров. Вместе с соправителем Максимианом он избирает двух цезарей и поручает каждому управление своей частью территории. Эта мера впоследствии сыграла важную роль в гонениях на христиан – оно было очень жестоким в одних частях государства и довольно мягким в других.
До сих пор до конца неясны причины, из-за которых Диоклетиан решил уничтожить христиан. Очевидно, что кесарь, желавший собрать воедино распадающуюся империю, захотел прибегнуть к помощи римских богов. В древней религии он видел способ оздоровления общества и поднятия дисциплины.
Для римлянина его времени религия была не столько средством связи с Богом или богами, сколько своеобразными договорными отношениями. Почитание богов было признаком верности, бывшей одной из основных гражданских добродетелей. Все началось со второго римского царя Нумы Помпилия, который торговался с Юпитером. По преданию бог потребовал принести в жертву головы, и Нума принес ему в дар головки чеснока. Бог сказал, что головы должны быть живыми, и Нума принес в дар ему несколько рыбок. Юпитер расхохотался, и в римской религии не было человеческих жертвоприношений, кроме нескольких случаев добровольной жертвы за страну. С тех пор римляне строили отношения с богами на основе договора. Им было важно правильно совершить все обряды, прочитать нужные молитвы и принести жертвы. Божество, получив все предписанное, в свою очередь помогало своему почитателю, выполнившего свои условия договора. Религия для римлян также была и способом выражения государственной лояльности, что ярко проявилось при гонениях Диоклетиана.