"Старуха Изергиль" романтический пейзаж
Пейзаж часто выражает исключительный характер героя
Цитаты из произведения подтверждающие это
В легенде о Данко наблюдается прием антитезы. Непроходимые леса, олицетворяющие темные силы, сменяются на лес, освещенный «факелом» горящего сердца Данко. В кульминационный момент, когда люди стали роптать на Данко, пейзаж становится все более зловещим. Это раскрывает особенности конфликта между «толпой» и идеальным, романтизированным героем. Когда темный лес расступился перед народом, люди окунулись «в море солнечного света и чистого воздуха». От заката река казалась людям красной, точно такого же цвета, как и сердце Данко, который умер ради благополучия своего народа. Красный цвет в данном случае является символом бескорыстного служения людям.
Таким образом, природа является не просто фоном, но и способствует раскрытию образов старухи Изергиль, Ларры и Данко, а также иллюстрирует конфликт произведения.
====================
Горький ищет достойного героя, воплощающего идею автора о сильной личности. Эти поиски продолжились в рассказе «Старуха Изергиль» . От антигероя Ларры, через судьбу Изергиль автор пытается подвести читателя к пониманию идеального героя — Данко.
Суровый пейзаж неприступного леса, зловонных болот не пугают героя. Данко полон любви к людям, ради них он способен пожертвовать своей жизнью. Но народ не может оценить этого подвига. Слабые и пугливые, люди страшатся самого героя. Оттого и наступают на пылающее сердце Данко, чтобы не разгорелся от него пожар. Что он может принести? Да что угодно. Страх владеет массой. И автор не скрывает этого от своих читателей.
Природа же вечна и величественна. Она равнодушно взирает на мелочность людских забот и интересов, подчеркивая преходящее в человеческой жизни и помыслах людей.
Автор восхищен великолепием окружающего мира. Он видит его космические масштабы. Отсюда людская суета кажется почти смехотворной и жалкой, и лишь избранные, подобные Данко, способны подняться над толпой и погибнуть ради жизни, непонятые и неоцененные: «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с бездыханным Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой.. .И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло.. .— Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой! »
Картины природы в ранних романтических рассказах М. Горького не только обрамляют содержание и являются фоном, они составная и существенная часть содержания. Описания природы позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии художника слова, подчеркивают красоту авторской речи. «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно.. .Море шумело глухо и печально».