Как известно, в конце 19 века старые отсталые школы были заменены на более новые, современные учебные заведения. Но царская Россия чинила препятствия на открытия светских татарских школ. В то же время возникла острая необходимость в школах с прогрессивными и новыми методами обучения. Так одним из продвинутых медресе того времени, отвечающей на вызов того времени стала «Мухаммадия» .
Медресе «Мухаммадия» было одним из самых известных учебных заведений среди татар России. Основоположником его был преподаватель, общероссийский муфтий Галимжан Галеев Баруди. На рубеже 20 века он был известен как видный просветитель, знаток религии, реформатор и философ. История построения медресе состоит из нескольких этапов. В 1882 году отец Галимжана Баруди Мухаммеджан основал одноэтажное каменное здание – 16м. в длину и 8м. в ширину. В честь первого основоположника Мухаммеджана медресе назвали «Мухаммадией» , также от его фамилии Галеев оно звалось «Галеевское медресе» . Но сразу, в год открытия медресе, число студентов достигло такой степени, что они перестали вмещаться в учебное здание, и это побудило Мухаммеджана на сооружение подпольного помещения, где он также вставил окна, после чего студенты смогли там обосноваться. К сожалению, в 1898 году деревянное здание медресе было полностью уничтожено пожаром. Спустя небольшое время на помощь приходят знакомые Баруди. Это были богатые и авторитетные люди, и с их помощью было построено новое каменное медресе, которое состояло из двух этажей.
Огромное значение медресе «Мухаммадия» состояло, в первую очередь, в том, что из его стен за 36 лет существования вышли тысячи высококвалифицированных приме¬нительно к национальной жизни кадров. Это был цвет и гордость нации. Среди них мы встречаем революционных деятелей и борцов за демократию (X. Ямашев, М. Дулат-Али, К. Якуб, К. Туйбактан, С. Габбасов) , замечательных художников слова (Г. Камал, Ф. Амирхан, М. Гафури, Ф. Бурнаш, К. Тин-чурин, 3. Башири, М. Укмаси, А. Исхак, А. Камал, Ф. Асгат, Ф. Туйкин) , ученых и общественных деятелей (Г. Нугайбек, Г. Шараф, X. Бадиги, А. Рахим, Г. Губайдуллин) , энциклопедиста-гуманитария (Н. Исанбет) , просветителей-педагогов (Т. Ильяс, 3. Ша-киров, М. Галиев) , революционера, поэта, полиграфиста (М. Алмаев) , археографа и педагога (С. Вахиди) , журналистов и издателей (Б. Шараф, А. Хасани) , дипломатов высокого ранга (X. Биккенин, И. Амирхан) , артистов (3. Султанов, Габдрахман Камал, Габдулла Камал) , композиторов (С. Габяши, С. Сайдашев) , художника-скульптора (Б. Урманче) и многих других.
Преподавательский состав учебного за¬ведения, где обучалось до 500 шакирдов, был для своего времени весьма значительным. Так, в 1906 г. помимо нескольких ассистен¬тов здесь работало около 20 мугаллимов. В соседнем же медресе «Гаффария» даже в 1914 г. было всего пять преподавателей. По архивным данным, в 1913-1914 учеб¬ном году преподавательский коллектив «Мухаммадии» состоял из 20 человек. В него входили Г. Галиев-Баруди (толкование Корана, хадисы) , Г. Галиев (Коран) , М. Ханафеев (букварь, Коран, вероучение, история ислама) , Т. Ильяс (фикх, арабская литература и арабское чтение, изложение, догматика, стихи, вероучение, изречение и нравоучение) , Я. Адутов (жизнь Мухаммада, араб¬ская литература) , Ш. Бикбулатов (Коран, арабская этимология, вероучение) , X. Азизов (арабская этимология, чтение, перевод, диктовка, изречение, всеобщая история, татарский язык) , К. Беккенин (этимология, синтаксис арабского языка, арифметика, пе¬ревод, диктовка, чтение, естественная история, арабская ритмика, изложение)
Первое медресе при мечети было открыто в Марокко в 859