«Ёжик в тумане» — мультипликационный фильм Юрия Норштейна. Выпущен студией "Союзмультфильм" в 1975 году.

«Ежик в тумане» никак не вписывается в череду мультфильмов советского прошлого. Основные постулаты анимации в СССР - это яркие и красочные работы, в них много смеха и веселья. Главная задача мультипликаторов того времени - развлечение подрастающего поколения.
После просмотра понимаешь, что «Ежик» создавался не только для детей. Можно даже добавить - не для детей. Тут нет ни красочной истории, ни пестроты радужных персонажей.. .
В 2003 году в Токио проходил мультипликационный фестиваль «Лапута» . Его организаторы провели опрос более чем у 140 мультипликаторов и кинокритиков в разных странах мира. Главная цель опроса заключалась в том, чтобы определить - какую работу специалисты считают «мультфильмом всех времен и народов» . По полученным данным был обнародован список из 150 лучших анимационных работ. «Ёжик в тумане» занял первое место, то есть стал лучшим мультфильмом во всем мире. Таким образом, работа Юрия Норштейна стала известна практически во всех странах. Столь неожиданным выбором кинокритики и аниматоры подстегнули мировое сообщество к раскрытию философской идеи этого проекта. Хороший фильм - это тот, который после просмотра оставляет в человеке вопросы, на которые нужно обязательно найти ответы. Список призов «Ежика» на этом не заканчивается: самой первой награды творение Норштейна удостоилось еще задолго до токийского триумфа - в 1976 году на XI МКФ фильмов для детей и юношества в Тегеране. Затем последовали почести на XIII МКФ в Чикаго, в 1977 году мультфильм удостоился приза XV МКФ в Хихоне, а в 1978 году колючий гость из СССР покорил XXVIII МКФ в Мельбурне.
Яркий сюрреализм Норштейна - фантасмагория повседневной обыденности, что знакома каждому, но и непостижима одновременно. Неужели вам ни разу не хотелось приукрасить мир, сделать его необычным, чтобы хоть один вечер оказался не похожим на тысячи уже прожитых.. . В каком-то смысле Юрий - не просто режиссер, а художник-фантаст. При этом он старается использовать минимум зрелищных спецэффектов и яркой графики.
Некоторые из кинокритиков сравнивают «Ежика в тумане» с работами Андо Хиросигэ - мастера японской цветной ксилографии. В своих картинах Андо изображал не просто сюжетные зарисовки, он старался, в первую очередь, подчеркнуть «зыбкость» и непостоянность природы, а также пугающую атмосферу тумана. Другие усмотрели в «Ежике» оттенки потусторонней философии, то есть путешествие колючего героя сравнимо с перемещением души между двумя мирами, ведь история начинается в сумерках, где границы между светом и тьмой стираются.
Белая лошадь, безмятежно пасущаяся в тумане, наталкивает на сравнения со славянской мифологией, где ей отведена роль заупокойного животного, и главная задача «белой незнакомки» - помочь душе пересечь границу между мирами. Сама же дорога через лес олицетворяет собой Путь осознания, в середине которого Ежику встречается большой дуб - символ Мирового Древа, которое произрастает сквозь границы нескольких миров.
Как говорится, сколько людей - столько и мнений. Кто-то увидит в работе Норштейна глубокий философский смысл, кто-то почувствует необъяснимую меланхолию, кто-то попытается взглянуть на свое прошлое и будущее, а кто-то просто станет свидетелем удивительного путешествия через лес.. . Любой из нас, выбрав для себя тот или иной смысл мультфильма, будет прав. Потому что «Ежик в тумане» одновременно олицетворяет собой насыщенную полноту жизни и нелепую, на первый взгляд, ее пустоту.. .