ГАЛИНА
Высший разум
(2426723)
5 лет назад
Лирический герой Лермонтова - это поэт-романтик.
Он - личность, открыто рассказывающая о своих
внутренних переживаниях.
Лермонтов сталкивает светлую мечту и праздничный шум
маскарада.
Окружающая героя “пестрая толпа”, наполненная
“образами бездушных людей",не оставляет его в покое
(“Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки… ”).
Вся композиция стихотворения отражает раздвоенность
лирического героя, находящегося и в маскарадном чаду,
и вне его.
Герой, сохраняя самостоятельность,
пытается сопротивляться, но не может вырваться из
“светской”суеты.
Здесь, как и в драме “Маскарад”,-маскарад - символ
реальной действительности, независимо от того, скрывают
ли маски подлинные лица, или лица есть ни что иное,
как “приличьем стянутые маски”.
Смысловой эффект стихотворения заключен в том,
что лирическому герою отвратительны маски любого рода,
так как за ними он не видит живых человеческих лиц.
Надеясь отыскать подлинную жизнь, он уходит в сон,
в свою мечту, где исчезает маскарад и нет масок.
По контрасту с веселым, шумным, блестящим
маскарадным миром мечта поэта и образы,
встающие перед ним, оказываются обращенными
в прошлое. Они невыразительны и бедны:
здесь царят запустение, покой, тишина
(“сад с разрушенной теплицей”,
“Зеленой сетью трав подернут спящий пруд”,
“вечерний луч”, “желтые листы”).
Прошлое предстаёт в элегических красках.
Однако внешняя картина всего лишь противопоставлена,
не соответствует внутренней состоянию лиричемкого
героя.
Кругом увядание, “старость”, а лирический герой –
ребенок, и его мечта напоминает “первое сиянье”
“молодого дня”. “Старинная мечта” по-прежнему юна,
а звуки, связанные с ней, - “святые”.
Засыпающей природе контрастны чистота помыслов и чувств,
радостное погружение во внутреннюю жизнь и её созерцание.
Лирический герой возвращается к естественному,
словно бы нетронутому цивилизацией, простому сознанию.
Печальный элегический тон светлеет, и элегия смешивается
с идиллией.
Но противоречие между мечтой и реальностью образует
трагическую коллизию в душе поэта.
Драматический слом настроения происходит в тот момент,
когда герой находится на вершине воспоминания,
когда он овладел мечтой (“царства дивного всесильный
господин”).
Мотивировка слома идет с двух сторон: изнутри и извне.
Во-первых, герой не может удержать мечту, потому что
живёт в реальности. Мечта приходит к нему на краткий миг
(“сквозь сон”,в забытье),
и он лишь на мгновение погружается в мир мечты.
Во-вторых, реальность грубо вторгается во внутренний мир
героя (“шум толпы людской спугнет мечту мою”).
Идиллическая картина при возвращении из мечты в
реальность разрушается, исчезает, и мечта превращается
в “обман”
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
2.Каково отношение поэта к миру?
3.В чем для поэта воплощено идеальное начало?