Шенграбенское сражение "Война и мир"
1. Как подводит нас писатель к восприятию и пониманию сражения?
2. Как показан дух защитников в сражении?
3. Зачем в сцене перемирия автор показывает мирный разговор русских и французких солдат?
Шенграбенское сражение – единственное событие в истории войны 1805 г., имевшее, с точки зрения Толстого, нравственное оправдание. И вместе с тем – первое практическое столкновение Болконского с законами войны, психологически подточившее его волюнтаристские устремления. План спасения отрядом Багратиона основной части русской армии явился актом воли Кутузова, покоился на нравственном законе (жертвою “части” спасалось “целое”) и был противопоставлен Толстым произволу решения о сражении под Аустерлицем.
Исход сражения решается
общим “духом войска”, который чутко ощущается Багратионом. Все происходящее он воспринимает как нечто им предвиденное. Несостоявшемуся личному “Тулону” Болконского противопоставляется “общий Тулон” батареи Тушина, определивший ход битвы, но не замеченный и не оцененный другими.
Столь же важным является Шенграбен и для самоопределения Ростова. Несопоставимость внутреннего побуждения (задор и решимость) и объективного результата (ранение и паническое бегство) ввергает героя в пучину страшных для него вопросов и вновь, как на Энском мосту (Толстой дважды проводит эту параллель),
Шенграбен – это судьба русской армии, а значит, проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырехтысячной армией через Богемские горы имел цель – задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, т. е., по сути, сохранить армию
Цель сражения благородна и понятна солдатам
Поведение бойцов – героизм, подвиги.
Итог: победа
https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/shengrabenskoe-srazhenie-v-romane.html