Антигуманный и богоборческий смысл теории Раскольникова...
Небольшое высказывание-рассуждение
Теория Раскольникова сводилась к тому, что он пытался ответить на вопросы:
вошь ли я, как все, или человек? тварь ли я дрожащая или право имею?
Он делил людей на высших и низших. Тех, кому позволено убивать, и тех, которые безропотно должны погибать в подтверждение его теории.
Конечно, эта теория антигуманная.
Гуманизм же подразумевает невозможность убийства человека человеком, какими бы целями это не преследовалось.
Важно осмыслить богоборческий, антихристианский смысл теории Раскольникова, понять, почему Порфирий расспрашивает своего гостя о его вере в Новый Иерусалим и в воскресение Лазаря. Достоевский не оспаривает идеи Раскольникова теоретически. Он показывает результаты воплощения их в жизни, предлагая читателю «по плодам» оценить их сущность.
Достоевский не пытается осудить Раскольникова, он добивается того, чтобы для читателя, пережившего все вместе с героем, убийство стало внутренне невозможным, чтобы раз и навсегда мысли о насилии над человеком вызывали бы в памяти страшные образы главы 7 «Преступления и наказания», чтобы никакой соблазн теории или житейской пользы не пересилил чувства физического отвращения к пролитию чужой крови.
Итак, мы пришли к выводу о том, что «жестокость» Достоевского имеет художественное обоснование, является средством нравственного воздействия на читателя и заключает в себе гуманистическое содержание.