ГАЛИНА
Высший разум
(2427260)
4 года назад
Можно утверждать, что А. Болконский, Пьер Безухов и Николай Ростов -
каждый терпит свой "Аустерлиц"; разочарование в войне, в своих кумирах.
В меньшей степени это присуще Николаю Ростову.
Он не склонен к рефлексии, к душевным исканиям, но и у него был свой
переломный момент в жизни.
В начале романа Николай - восхищенный юноша, который хочет воинской славы и признания, однако после участия сначала в Шенграбеском
сражении, а затем в Аустерлицкой битве и Отечественной войне, иллюзии Николая развеиваются и герой понимает, насколько нелепа и неправильна сама идея войны.
На протяжении всей жизни Андрей Болконский мечтает о “своем Тулоне”.
Он мечтает на глазах у всех совершить подвиг, чтобы, доказав свою силу и бесстрашие, окунуться в мир славы, стать знаменитостью.
Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил
его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение. Он лелеет
мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во
французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов
неизвестных офицеров. Аустерлицкая битва, как считал князь
Андрей, -это шанс найти свою мечту. Это непременно будет
сражение, которое завершится славной победой, осуществленной
по его плану и под его руководством. Он и в самом деле совершит
в Аустерлицком сражении подвиг.
Получив ранение, лежа на поле боя, Князь Андрей смотрит в небо
и размышляет о ничтожности человека по сравнению с вечностью.
“Он узнал, что это был Наполеон-его герой, но в ту минуту Наполеон
казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении
с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким,
бесконечным небом с бегущими по нем облаками”.
Аустерлиц-вторая трещина во взглядах князя Андрея на жизнь и
на войну.
Герой испытывает глубокий нравственный кризис. Достичь Тулона
не удалось. Больше того, пришлось пережить трагедию Аустерлица,
где русская армия понесла тяжелое поражение.
Одновременно и развеялась, исчезла иллюзия Болконского,
связанная со славой великого героя.
Он разочаровывается в Наполеоне, прежних ценностях, понимает
истинный, античеловеческий смысл войны, “кукольной комедии”,
разыгранной императором.
Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив
горе и раскаяние, князь Андрей приходит к выводу, что жизнь для себя
и своих близких – это единственное, что ему остается.