ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО СТИХОТВОРЕНИЮ ЦВЕТАЕВОЙ "Бабушке"
1.Кому посвящено стихотворение. 2.Какую картину вы «увидели», прослушав стихотворение? 3.. Кто изображён на портрете? 4. На какие детали портрета обращает внимание автор 5. О каких чертах характера они могут свидетельствовать? 6. В каких значениях употреблены прилагательные-эпитеты?
стихотворение, посвященное бабушке Марины
Цветаевой -польке Марии Бернацкой (Мейн).
В доме Цветаевых висел портрет Марии Бернацкой (она умерла
очень рано, в 27 лет, поэтому была изображена молодой).
Глядя на портрет этой красавицы-польки, Марина часто
размышляла о фамильном сходстве, причем не столько внешнем,
сколько внутреннем.
Поэтесса искала духовную связь с женщиной, которая могла
передать ей что-то от себя. Она пыталась разобраться в себе,
рассматривая портрет и размышляя, не от бабушки ли ей
достался такой сложный характер.
В момент его написания как раз шла Первая Мировая война,
что также не могло не отразиться на настроении стихотворения –
оно пронизано тоской о времени, которое ушло, о 19 веке,
когда жили галантные кавалеры и дамы.
Тема стихотворения – связь поколений.
Идея: попытка в образе бабушки найти истоки собственного
характера, восстановить утраченную связь времён.
Глядя на портрет бабушки, поэтесса пытается понять, какой она
была:
Взгляд, к обороне готовый …
Юная бабушка, — кто Вы?
Размышляет о нереализованной жизни бабушки в связи с её
ранней смертью.
Ищет сходство с родственницей:
«Бабушка!
Этот жестокий мятеж
в сердце моём — не от Вас ли?
Стихотворение очень эмоциональное, оно насыщено
олицетворениями "В ненасытимую прорву земли",
повторами бабушка, юная бабушка.
Вопросы, что задает поэтесса бабушке усилены восклицанием.
Цветаева применяет в произведении олицетворение, метафоры,
эпитеты.
Эпитеты – “продолговатый и твердый овал”,“черное
платье”, “юная бабушка”, “надменные губы”, “ледяное лицо”,
“взыскательный взгляд”.
Метафоры – “руки играли Шопена”, “взгляд, к обороне готовый”,
“день был невинен”, “звезды погасли”;"мятеж в сердце",
"платья раструбы".
Тропы помогают поэтессе создать максимально реалистичный
образ своей бабушки, показать читателю не только ее внешность,
но и характер.
Цветаева использует обращение “юная бабушка”, своеобразный
оксюморон, подчеркивающий тот факт, что она говорит
не о живом человеке.
Цветаева также использует аллитерацию и ассонанс, чтобы,
с одной стороны, придать ему музыкальность в ритме вальса,
а с другой – создать атмосферу задумчивости, показать, что
лирическая героиня серьезно размышляет о волнующих
ее вопросах.
В наследство Цветаевой достался "жестокий мятеж в сердце",
который доставляет поэтессе множество проблем, вынуждая
ее идти против воли судьбы и поступаться желаниями близких.
Однако в этом Цветаева видит особую прелесть, так как нет
ничего слаще, чем чувство внутренней свободы.
И именно уму она обязана собственной бабушке, которую
никогда не знала, но смогла полюбить по старой фотографии.
Это чувство поэтесса пронесет сквозь всю свою жизнь и
всегда помнила о том, что в ее жилах течет благородная
польская кровь женщины удивительной судьбы, трагической
и романтической одновременно.