1
Мудрец
(10087)
16 лет назад
Противоречивость отношения Л. Толстого к литературе вовлекла Нобелевский комитет в совершенно немыслимую ситуацию, которая сама достойна стать сюжетом литературного произведения. Дело в том, что Л. Н. Толстой был основным и бесспорным претендентом на Нобелевскую премию по литературе 1905 года. . К сожалению, Лев Николаевич посчитал, что присуждение этой премии не соответствует его убеждениям и проповедуемым принципам. Поэтому он обратился к своему другу (известному толстовцу и переводчику его произведений на финский язык) А. Ярнфельту с письмом, где настоятельно просил его «… сделать так, чтобы мне не присуждали эту премию, … так как мне было бы очень неприятно отказываться». . Ярнфельт старательно и очень скрытно выполнил это поручение, создав для Нобелевского комитета удивительную, чисто литературную интригу. Основная проблема заключалась в «секретности» отказа Толстого. Шведская, и мировая литературная общественность были возмущены поведением комитета, которому пришлось срочно и тайно (из уважения к Толстому) подыскивать формальные причины для отказа. Разумеется, «формалистику» удалось претворить в жизнь. Отметив талант и значение творчества писателя, комитет всё же отказал в премии, исходя из того, в романе «Война и мир» автор «…отводит центральную роль в мировой истории слепому случаю» , а не человеческой воле и уму. (дело было 100 лет назад, когда наши прадедушки были уверены в величии человеческого разума!) . Кроме того, многим казалось, что Л. Толстой в «Крейцеровой сонате» слишком откровенно обсуждает проблемы супружеской жизни. (повторяю, это было 100 лет назад; читали бы они нынешних авторов!) . Короче говоря, Льву Николаевичу Толстому было отказано в Нобелевской премии за отсутствие «идеалистической направленности». . Кстати, в результате всех этих передряг премию получил абсолютно всеми забытый в наши дни итальянский поэт Д. Кардуччи (кто такой?).
НатальяМудрец (14335)
16 лет назад
Так, в период присуждения первых премий величайшим представителем мировой литературы был, несомненно Лев Толстой. Однако влиятельнейший секретарь шведской академии Карл Вирсен, признав, что Толстой создал бессмертные творении, все же категорически выступил против его кандидатуры, ибо этот писатель, как он сформулировал, «осудил все формы цивилизации и настаивал взамен них принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры…Всякого, кто столкнется с такой косной жестокостью (-) по отношению к любым формам цивилизации, одолеет сомнение. Никто не станет солидаризироваться с такими взглядами…». Было это не в 1905, а в 1901 году.
Он не был единственным претендентом, в то же время творили Марк Твен, Эмиль Золя, Антон Чехов. А отказ Толстым был сформулирован после награждения, что все равно он не принял бы награды, в ответ на (в январе 1902 года) адрес-протест группы шведских писателей и художников (естественно в заслугу Толстому)
Наталья
Мудрец
(14335)
16 лет назад
Нобелевский комитет пытался и пытается повлиять на литературные и политические пристрастия общества, на формирование его вкусов, привязанностей и, в конечном счёте, ни много, ни мало, на мировоззрение всего человечества, на его будущее.
Возникший на основе пожеланий Альфреда Нобеля принцип отбора кандидатов на премию – здоровый идеализм – привел к глубокому конфликту с реальностью: Лев Толстой не был удостоен первой Нобелевской премии по литературе. Имеющиеся сегодня источники показывают, что он стал первой жертвой возникшего тогда нового направления глобализации – высокого идеализма.
Влиятельнейший секретарь шведской академии Карл Вирсен, признав, что Толстой создал бессмертные творении, все же категорически выступил против его кандидатуры, ибо этот писатель, как он сформулировал, «осудил все формы цивилизации и настаивал взамен них принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры… Всякого, кто столкнется с такой косной жестокостью (-) по отношению к любым формам цивилизации, одолеет сомнение. Никто не станет солидаризироваться с такими взглядами… »
К этому моменту премий уже были удостоены француз А. Сюлли-Прюдом, немец Т. Моммзен, норвежец Б. Бьернсон, провансалец Ф. Мистраль, испанец Х. Эчегарай, поляк Г. Сенкевич и итальянец Дж. Кардуччи. Возможно ли хоть как-то оправдать предпочтение любого из этих авторов кандидатуре Толстого-
Вероятно, шведские эксперты не хотели возвеличивать «омужичившегося» графа Толстого, дабы оградить от воздействия опасного русского варварства европейскую цивилизацию. Ведь с самого начала Нобелевские премии мыслились как чисто европейские. В этом свете понятен тот факт, что премий не были удостоены не только Толстой, но и более или менее известные тогда Европе Чехов, Горький, Блок и др. Лишь в 1933 году в перечне лауреатов появился русский писатель, который к тому же давно жил во Франции – Иван Бунин. Еще за 20 лет до Бунина, в 1913 году, шведская академия продемонстрировала отход от «европоцентризма» , присудив премию индийскому писателю Рабиндранату Тагору. Правда, следующее признание литературных достижений Азии состоялось только спустя 55(!) лет, в 1968 году, когда лауреатом стал японец Ясунари Кавабата, а в 1994 году – Кензабуро Ое. Но позднее академия обратила свой взгляд даже и к наиболее «отсталой» Африке, и в 1980-х годах премий были удостоены нигериец Воле Шойинка и египетский араб Нагиб Махфуз.
1Мудрец (10087)
16 лет назад
...в 1905 году, когда кандидатуру писателя поддержали номинаторы из Франции, Норвегии и Финляндии общим числом в 21!
Ответ Нобелевского комитета был таков: «При всём восхищении многими произведениями Толстого следует задать вопрос — насколько в сущности здоров идеализм писателя, когда в его великолепном произведении «Война и мир» слепой случай играет столь значительную роль в известных исторических событиях, когда в «Крейцеровой сонате» осуждается близость между супругами и когда во многих его сочинениях отвергается не только церковь, но и государство, оспаривается даже право на частную собственность, которой сам он столь непоследовательно пользуется, даже право народа и отдельного человека на самозащиту».
ilyaor
Мыслитель
(7240)
16 лет назад
У него поболее регалий будет. Томас Эдисон подарил Льву Толстому фонограф (свое изобретение) . Международное признание. Анафема от вероотступнической церкви. Премия от какого-то создателя динамита - это оскорбление для любого порядочного человека. деньги - символ алчности и зла. уж Толстой про это знал и никогда бы не согласился на неё.
Сергей ПрохоровМастер (1364)
16 лет назад
Вот что значит гениальное произведение. Сочинил Куприн рассказ "Анафема" и весь читающий мир уверен, что Толстого предали анафеме. Но этого хотел сам Толстой. А церковь его не предавала анафеме. Всё было совсем иначе. Об этом куча статей написана.
Вкратце: было письмо Синода о том, что в своих произведениях Л.Н. Толстой отпал от православия и с призывом молиться за его душу.
Сергей Прохоров
Мастер
(1364)
16 лет назад
История с первым присуждением описана подробно. И вряд ли тут что-то можно добавить. Но в дальнейшем были попытки вернуться к кандидатуре Толстого. Но пока шли споры, писатель умер. А нобелевская премия присуждается только живым авторам. Так вопрос, счастливо для Нобелевского комитета, закрылся естественным путём.
Уженок
Гений
(68364)
16 лет назад
Почему же Нобелевскую премию так и не вручили Льву Толстому? Только по одной простой причине. Он бы её не принял. Брезговал ею старик!
Уже после первого же сомнительного награждения общественное мнение Швеции и других стран было шокировано решением Академии Нобеля. Уже через месяц после скандального награждения, в январе 1902 года, Лев Толстой получил адрес-протест группы шведских писателей и художников:
«Виду впервые состоявшегося присуждения Нобелевской премии мы, нижеподписавшиеся писатели, художники и критики Швеции, хотим выразить Вам наше преклонение... "
Все знали: в мире есть только один писатель, достойный быть первым отмеченным самой высокой в мире наградой. И это писатель Лев Толстой. К тому же, именно на рубеже веков вышло в свет новое гениальное творение писателя – роман «Воскресение»
Когда при первом присуждении Нобелевской премии она была дана благородному и тонкому, но второразрядному поэту, все лучшие шведские авторы послали за своими подписями Льву Толстому адрес, в котором протестовали против такого присуждения этого отличия.
Многочисленны обращения и требования восстановления поруганной справедливости заставили и самого Толстого взяться за перо: «Дорогие и уважаемые собратья! Я был очень доволен, что Нобелевская премия не был мне присуждена. Во-первых, это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это мне доставило честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и незнакомых мне, но всё же глубоко мною уважаемых. Примите, дорогие собратья, выражение моей искренней благодарности и лучших чувств. Лев Толстой» .
В 1905 году вышло в свет новое произведение Толстого «Великий грех» .
В Академии наук России возникла вполне понятная идея выдвинуть Льва Толстого на соискание Нобелевской премии.
19 января 1906 года, вместе с экземпляром толстовского «Великого греха» записка была отослана в Швецию.
Едва услышав о столь великой чести, Толстой пишет финскому писателю Арвиду Ернефельду: «Если бы это случилось, мне было бы очень неприятно отказываться, а потому я очень прошу Вас, если у Вас есть – как я думаю – какие-либо связи в Швеции, постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии. Может быть, Вы знаете кого-либо из членов, может быть, можете написать председателю, прося его не разглашать этого, чтобы этого не делали. Прошу Вас сделать, что Вы можете, к тому, чтобы они не назначали мне премии и не ставили меня в очень неприятное положение – отказываться от неё».
На самом деле, истинные заслуги перед человечеством того или иного писателя, учёного или политика Нобелевская премия отражает лишь отчасти.
Девять из десяти Нобелевских лауреатов в области литературы были рядовыми ремесленниками от литературы и не оставили в ней хоть сколько-нибудь заметного следа. И лишь, примерно, один-два из этих десяти были по настоящему гениальными. Так за что же тогда остальным давали премии, почести?
Видимо, таким изощрённейшим способом Нобелевский комитет пытался и пытается повлиять на литературные и политические пристрастия общества, на формирование его вкусов, привязанностей и, в конечном счёте, ни много, ни мало, на мировоззрение всего человечества, на его будущее.
Припомните, с каким восторженным придыханием все мы говорим: Такой-то Нобелевский лауреат!! ! А ведь Нобелевскими лауреатами были не только Жорес Алфёров или, скажем, Пётр Капица-старший, а и предатель Горбачёв, Солженицын, Сахаров – погубители и разрушители нашей великой страны. Именно за эту заслугу они и стали лауреатами премии банкира Нобеля. Так денежные мешки пытаются купить саму душу Мира. Видимо, великий Толстой раньше всех нас понял это, - понял, и не пожелал, чтобы его имя использовалось для утверждения такой страшной идеи.