В стране был дефицит импортных вещей, все заграничное было в моде, другой спортивной формы не было.
Советская мода при всей социалистической самобытности даже в 1940-е годы негласно подсматривала у капиталистического Запада. Но оказавшись за железным занавесом, фэшн-индустрия СССР ушла в тень, будто стыдясь своих мещанских (сейчас бы сказали «консюмеристских») задач. Выходила обратно на свет она буквально пару раз — когда занавес приподнимался ради Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году и, конечно, ради московской Олимпиады в 1980-м.
При всем уважении к советским модным учреждениям — от районных домов моды до Общесоюзного дома моделей одежды, главными проводниками новых идей и веяний становились обычные и необычные иностранные туристы. После любых более-менее масштабных международных мероприятий в стране всегда оседало много иностранной одежды, как физически (фарцовщики старались на славу), так и в виде идей (увиденную на улицах западную одежду копировали как простые обыватели, так и художники-модельеры). На Олимпиаду-80 в Москве приехало больше 40 тысяч иностранцев, так что даже всесильные органы государственной безопасности не могли проконтролировать контакты всех интуристов или помешать им менять бесценные джинсы на дешевую черную икру.
УЛИЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Важнейшим результатом Олимпиады стал выход спортивного стиля на улицы. До конца 1970-х спортивные вещи в строго регламентированной жизни советского человека считались подходящими исключительно для физкультуры. Олимпиада же вывела спортивные вещи в ежедневное пространство, более того, одежда, связанная с Олимпиадой, особенно фирменные костюмы и кроссовки (прежде всего adidas), были предметом статуса, особой гордости. Купить фирменные вещи было непросто (но возможно), однако их можно было получить и бесплатно. Участники церемонии открытия Олимпиады, например, как и многие волонтеры, получили специальную спортивную форму (ее выдавали в спортивных магазинах, например «Олимп» у метро «Улица 1905 года»): олимпийку, спортивные брюки с лампасами и синие кеды с фирменным мишкой.
СПОРТИВНЫЙ ШИК
Журналы и альбомы мод по всему Советскому Союзу окончательно легитимизировали спортивную моду на улицах, заполнив осенние и зимние выпуски 1980–1981 годов моделями в спортивном стиле. Однако на самих Играх советские атлеты оказались не только быстрее, выше, сильнее, но и элегантнее многих конкурентов. Парадную форму для сборной изначально разрабатывал Дом моделей спортивной одежды, однако после дизайном занялся Вячеслав Зайцев.
ТРОЙНАЯ СПЛОШНАЯ
Открытие собственного производства фирменной спортивной одежды adidas вначале в Москве, а позднее и в других городах было чуть ли не важнейшим событием в советской индустрии моды начала 1980-х. История появления знаменитой спортивной марки в СССР тем не менее неоднозначна и, увы, окружена огромным количеством легенд и домыслов. Так, например, миф о том, что представители власти заставляли спортсменов и сотрудников Олимпиады спарывать три фирменные полоски с одежды и обуви, действительности не соответствует. Конечно, поговорка «Сегодня носит «Адидас», а завтра Родину продаст» довольно быстро вошла в число народных, но для большинства советских молодых людей «фирмА» (ударение ставили на последний слог) значила куда больше, чем эта натужная рифма. Советское же руководство видело в западногерманских акулах спортивного капитализма надежных и проверенных партнеров.
.
