Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Помагите решить задачу по семейному праву

Дарья Петровская Ученик (106), на голосовании 2 года назад
Петрова Татьяна являлась матерью Петрова Сергея Ивановича, который ввиду тяжелого заболевания произвел криоконсервацию своего биологического материала (эякулята). 15.05.2019 Петров С. И., умер в клинике г. Кельна. Перед отъездом на лечение в клинику г. Кельна он выдал письменное согласие, в котором, в случае его смерти, предоставил своей матери право распоряжаться его биоматериалом. После его смерти Петрова Татьяна заключила договор с Филипповой Еленой об оказании услуг суррогатного материнства, которая 13.11.2020 родила девочку. Однако, в отделе записи актов гражданского состояния ей отказали в регистрации ее матерью девочки, поскольку лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), то есть родителями в данном случае могут быть записаны только лица, состоящие в браке. Однако, заявитель является одинокой женщиной. При этом суррогатная мама дала согласие на удочерение. Петрова Татьяна подала заявление в суд. Какое решение примет суд?
Голосование за лучший ответ
Павел Поляков Мудрец (12660) 3 года назад
Разберись, для начала, с русским....
A Qui Мастер (1137) 3 года назад
Обратимся к судебной практике:

Если рассматривать дела, где истицей выступала одинокая женщина, то несмотря на прямое закрепление в законе (п. 3 ст. 55 Закона № 323-ФЗ) ее права применять вспомогательные репродуктивные технологии, органы ЗАГС отказывали в регистрации детей, рожденных при участии суррогатной матери, и им приходилось обращаться в суд за восстановлением своих прав.

Так, в одном случае при вынесении решения в пользу одинокой женщины суд обосновал свою позицию следующим образом (решение Туапсинского городского суда Краснодарского края от 24 ноября 2016 г. по делу № 2а-1633/16):

для государственной регистрации рождения ребенка истица предоставила заявление о записи ее матерью и документ, подтверждающий факт рождения ребенка, выданный медицинской организацией (п. 5 ст. 16 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", далее – Закон № 143-ФЗ);
истице был поставлен диагноз – бесплодие, у нее был поздний репродуктивный возраст и по медицинским показателям врачи рекомендовали программу экстракорпорального оплодотворения с привлечением суррогатной матери;
суть суррогатного материнства заключается в том, что оплодотворенная яйцеклетка пересаживается в организм генетически посторонней женщины, которая вынашивает и рожает ребенка не для себя, а для бездетной супружеской пары. При этом обе стороны выражают на это свое письменное согласие;
одинокая женщина имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (ч. 3 ст. 55 Закона № 323-ФЗ).
Другой суд общей юрисдикции по аналогичному делу также встал на сторону одинокой женщины (решение Мещанского районного суда города Москвы от 13 марта 2018 г. по делу 2а-0121/20181).

Обстоятельства данного дела заключались в следующем. Истица – генетическая мать, суррогатная мать и медицинская клиника заключили договор, согласно которому генетической матери, являющейся одинокой женщиной, оказываются медицинские услуги по диагностике и лечению бесплодия методами вспомогательных репродуктивных технологий. В результате этого у суррогатной матери родились две девочки. Несмотря на то, что она предоставила согласие на государственную регистрацию рождения детей с указанием истицы в качестве их матери, орган ЗАГС отказал. Он обосновал это тем, что родителями ребенка могут быть записаны только супруги, а истица в браке не состоит.

Суд общей юрисдикции, не разделяя точку зрения органа ЗАГС, указал, что договор на вынашивание ребенка суррогатной матерью может быть заключен одинокой женщиной и отказ в регистрации ее в качестве матери является неправомерным (ч. 9 ст. 55 Закона № 323-ФЗ). На основании этого районный суд удовлетворил требования истицы и обязал орган ЗАГС записать ее матерью родившегося ребенка.
Похожие вопросы