Сделать анализ стихотворения "Прости" Дж. Байрона в переводе М.Ю. Лермонтова.
Прости! Коль могут к небесам
Взлетать молитвы о других,
Моя молитва будет там,
И даже улетит за них!
Что пользы плакать и вздыхать?
Слеза кровавая порой
Не может более сказать,
Чем звук прощанья роковой!..
Нет слез в очах, уста молчат,
От тайных дум томится грудь,
И эти думы вечный яд, –
Им не пройти, им не уснуть!
Не мне о счастье бредить вновь, –
Лишь знаю я (и мог снести),
Что тщетно в нас жила любовь, –
Лишь чувствую — прости! — прости!
В подавляющем большинстве случаев любовная лирика Байрона пронизана трагизмом. «Новизна здесь в том, — отмечает Н. Я. Дьяконова, — что горести любви воспринимаются как часть скорбного бытия современных людей, обреченных на душевное одиночество, непонимание, разобщенность. Поэтому главные темы Байрона связаны с неизбежными в любви утратами. Если любовь гармонична и светла, ее обрывает смерть — этой теме посвящен замечательный цикл стихов к неизвестной «Тирзе». Переживший любовь остается еще более одиноким, ушедшее счастье лишь подчеркивает
его потерянность и горе (этот мотив звучит в «Гяуре» и «Корсаре»)».
С любовью-утратой тесно связаны в лирике Байрона любовь и вина, любовь и измена, любовь и необходимость разрыва. Опять-таки эта тема была одной из центральных в восточных повестях. Ей посвящено несколько прославленных стихотворений Байрона. Одно из них, «Прости» (1814), вошло в русскую литературу благодаря переводу Лермонтова 1830 г. Отчаяние разлуки в этом стихотворении так велико, что подчиняет себе всю его внутреннюю и внешнюю структуру.
Как пишет С. Б. Чудаков, «Многократное повторение односоставного восклицательного предложения («Прости») , замыкающего обе строфы (эпифора) , обилие гипербол — выше неба; — больше, чем могут сказать кровавые слезы; — никогда не уснет опять; — самая страстная мольба, частые синтаксические переносы, прерывающие плавное течение смыслового ритма, нагнетание понятий в их нарастающей экспрессивности — климакс, необычайная эмоциональность эпитетов и метафор… — все это будучи сконцентрировано в двух строфах небольшого стихотворения, служит воплощением необычайной страстности, могучего эмоционального пафоса и придает всему стихотворению характер напряженного драматизма при потрясающем лаконизме выражения».
Весь строй стихотворения, пронизывающие его скорбь и возмущение жестокостью судьбы, страсть и гордый стоицизм резко выделяют «Прости» на фоне элегически окрашенной сентиментальности, господствовавшей в английской лирике начала XIX в. Недаром оно увлекло Лермонтова.