Top.Mail.Ru
Ответы

Сделать анализ стихотворения "Прости" Дж. Байрона в переводе М.Ю. Лермонтова.

Прости! Коль могут к небесам

Взлетать молитвы о других,

Моя молитва будет там,

И даже улетит за них!

Что пользы плакать и вздыхать?

Слеза кровавая порой

Не может более сказать,

Чем звук прощанья роковой!..

Нет слез в очах, уста молчат,

От тайных дум томится грудь,

И эти думы вечный яд, –

Им не пройти, им не уснуть!

Не мне о счастье бредить вновь, –

Лишь знаю я (и мог снести),

Что тщетно в нас жила любовь, –

Лишь чувствую — прости! — прости!

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Высший разум

В подавляющем большинстве случаев любовная лирика Байрона пронизана трагизмом. «Новизна здесь в том, — отмечает Н. Я. Дьяконова, — что горести любви воспринимаются как часть скорбного бытия современных людей, обреченных на душевное одиночество, непонимание, разобщенность. Поэтому главные темы Байрона связаны с неизбежными в любви утратами. Если любовь гармонична и светла, ее обрывает смерть — этой теме посвящен замечательный цикл стихов к неизвестной «Тирзе». Переживший любовь остается еще более одиноким, ушедшее счастье лишь подчеркивает

его потерянность и горе (этот мотив звучит в «Гяуре» и «Корсаре»)».
С любовью-утратой тесно связаны в лирике Байрона любовь и вина, любовь и измена, любовь и необходимость разрыва. Опять-таки эта тема была одной из центральных в восточных повестях. Ей посвящено несколько прославленных стихотворений Байрона. Одно из них, «Прости» (1814), вошло в русскую литературу благодаря переводу Лермонтова 1830 г. Отчаяние разлуки в этом стихотворении так велико, что подчиняет себе всю его внутреннюю и внешнюю структуру.

Как пишет С. Б. Чудаков, «Многократное повторение односоставного восклицательного предложения («Прости») , замыкающего обе строфы (эпифора) , обилие гипербол — выше неба; — больше, чем могут сказать кровавые слезы; — никогда не уснет опять; — самая страстная мольба, частые синтаксические переносы, прерывающие плавное течение смыслового ритма, нагнетание понятий в их нарастающей экспрессивности — климакс, необычайная эмоциональность эпитетов и метафор… — все это будучи сконцентрировано в двух строфах небольшого стихотворения, служит воплощением необычайной страстности, могучего эмоционального пафоса и придает всему стихотворению характер напряженного драматизма при потрясающем лаконизме выражения».

Весь строй стихотворения, пронизывающие его скорбь и возмущение жестокостью судьбы, страсть и гордый стоицизм резко выделяют «Прости» на фоне элегически окрашенной сентиментальности, господствовавшей в английской лирике начала XIX в. Недаром оно увлекло Лермонтова.