Тихий Дон. Творчество Шолохова
Как представлены в «Тихом Доне» трудовые процессы? Почему чередование трудовых процессов обусловливает логику развития сюжета романа?
В романе «Тихий Дон» трудовые процессы представлены важной составляющей жизни казачьей общины. Описываются процессы земледелия, животноводства, кузнечного дела, строительства и т.д. Эти процессы показывают, как казаки жили и работали на земле, как они боролись за свое существование, и как их жизнь была связана с природой.
Чередование трудовых процессов является важным элементом логики развития сюжета романа. Оно показывает, как меняются жизненные условия казачьей общины, как она приспосабливается к новым реалиям. Например, во время Первой мировой войны казаки отправляются на фронт, и трудовые процессы идут на задний план. После войны казаки возвращаются на свои земли, и начинается новый этап развития сюжета, связанный с изменением общественного порядка в России.
Таким образом, чередование трудовых процессов в «Тихом Доне» помогает автору показать эволюцию жизни казачьей общины и ее приспособление к обстоятельствам, а также служит важным элементом сюжетного развития.
в "тихом доне" трудовые процессы показывают жизнь людей и как она меняется из-за войны
Человек труда является главным героем всех произведений М. А. Шолохова, начиная с «Донских рассказов». Однако шолоховские герои - донские казаки - носители особого типа традиционного сознания, которое можно условно обозначить как военно-земледельческое. В мировоззрении казака гармонично сочетались духовные ценности труженика и воина. Примечательно, что два основных занятия казаков - мирный труд и военная служба (война) -нуждались одно в другом. Крестьянская работа подготавливала мужчину к войне: закаленный мирным трудом, казак легко переносил тяжести воинской службы, а после окончания военных действий легко менял саблю на плуг. В процессе работы на земле казак возрождался духовно: полностью искоренялась та воинственность, которая накапливалась на войне.
Именно поэтому земледельческий труд, по замечанию исследователей, воспринимается Шолоховым «как основа народной жизни, источник нравственного здоровья, духовного обаяния крестьянина-казака...» (9, 27) и тесно связан с фольклорной традицией. На «мирных» страницах «Тихого Дона» автор с любовью и трепетом изображает крестьянский труд, который воспринимается казаками не только как тяжелая необходимость, а как торжественный коллективный ритуал. Вот одна из картин, описывающая покос: «С Троицы начался луговой покос. С самого утра зацвело займище праздничными бабьими юбками, ярким щитвом завесок, красками платков. Выходили на покос всем хутором сразу. Косцы и гребельшицы одевались будто на годовой праздник. Так повелось исстари. От Дона до дальних ольховых зарослей шевелился и вздыхал под косами опустошаемый луг» (I, 47). «Герои «Тихого Дона», несмотря на изнурительную работу в поле, видят в ней источник духовного здоровья и радости» (9, 27). «В полном соответствии с народными воззрениями, отношение к труду избирается как важнейший критерий оценки человека...» (16, 76).
В романе «страшная», «непонятная» и «ненужная» война с Германией противопоставлена мирному труду, разрушение - созиданию. Несмотря на то, что формально первая мировая война для России была оборонительной (Германия первой объявила ей войну), простые солдаты и казаки по большей части не понимали, за что, собственно, они идут умирать. Еще во время проводов казаков из хутора Татарского на войну один пожилой казак так выражает свое отношение к вражде России и Германии: «Нам до них дела нету. Они пущай воюют, а у нас хлеба не убратые!» (I, 229). С развитием войны ситуация нисколько не проясняется: «Третий год в окопы загнали. За что и чего? - никто не разумеет» (II, 82). Цели России в Перовой мировой войне видятся казакам в романе не высокими и общенациональными, а узко-социальными. Как заметил о первой мировой войне известный немецкий психолог Дитрих Дёрнер, «войны, которая на самом деле произошла, никто не хотел, потому что никто ее не предвидел» (6, 148). В хуторе Татарском о войне с Германией узнают в августе -важнейшее для земледельца время, «когда один день весь год кормит», «когда вызревают плоды и доспевают хлеба». Война не дает закончить уборку урожая, и оставшиеся неубранными хлеба, опустевшие курени и станицы неотступно стоят перед глазами казаков даже вдали от родины.
Противопоставление войны и труда в романе реализуется через целый ряд образов, связанных с земледельческим циклом. Один из основных образов - образ засеянного пшеницей поля. Образ поля, «полюшка чистого», «раз-дольица чиста поля» встречается в разных фольклорных жанрах. «Он присутствует и в былинах, и в безымянных эпических и военно-исторических песнях, и в богатой народной лирике, символизируя представления о родной земле, об ее просторах» (11, 153).