Почему в Античности люди проецировали на богов человеческие отношения?
И получается, что в глазах современного человека древние мифы - одна пропаганда нелицеприятных вещей: Посейдон спарился с Деметрой в образе жеребца - зоофилия, Зевс породил от сестры Деметры Персефону - инцест, Аид утащил позже по предварительному сговору с Зевсом Персефону в подземный мир - похищение и злое преступление, за которое его так и не наказали. Но не стоит забывать, что олимпийские боги - всё-таки не люди, и а воплощение сил природы, и поэтому такие современные термины, как "инцест", "разврат", "стокгольмский синдром" и даже "зоофилия" вообще неприменимы к ним!
Все древние мифы - это исключительно метафора, которую буквально понимать и трактовать нельзя. В античные времена и в других древних цивилизациях господствовало такое мировоззрение, как анимизм - вера в то, что вся природа населена духами сверхъестественных существ, обитавших в деревьях, небесах, реках и в земле. Эти традиции вскоре нашли своё отражение и параллели в иных культурах мира.
Так, то, что Посейдон "сочетался в любви с Деметрой" и наплодил двух детей в виде коней - это не инцест в купе с зоофилией, а объяснение того, как в Греции появились лошади. В Аркадии Посейдон был речным богом подземного царства, то есть - грунтовыми водами, Деметра олицетворяла собой землю. Земля впитала в себя воду, на ней выросла трава, и дикие кони её ели. Миф о рождении Персефоны - это олицетворение орошения полей: в Аттике Деметра была богиней зерновых культур, Зевс - богом гроз. Дождь пролился на землю, зерновые (и не только) проросли на полях, а люди получили урожай, который символизировала ранее собой Персефона. А похищения Аидом вообще не было! Это всего лишь объяснение сразу двух циклов - и смены времён года, где Персефона была богиней весны, и цикла жизни и смерти, ибо брак с Аидом символизировал у греков смерть, а возвращение Персефоны давало людям надежду на циклическое бессмертие.
Корнями миф Аида и Персефоны вообще уходит в Аттику и Сицилию, где Персефона была известна как Кукурузная Дева Кора, а Аид - Плутос, бог богатства, то есть запаса зерна в то время года, когда вся природа увядает - осень и зиму. В Греции, в отличие от северных стран, никогда не бывает снега, климат другой. Кукурузу жители Аттики сеяли в октябре. Посевы прорастали немедленно и процветали в течение всей нашей зимы, за исключением двух или трех самых холодных недель в январе. Урожай созревал в мае, тогда же и происходил сбор, а обмолачивали зерна в июне. Поверье, что бог богатства Плутос и Кукурузная Дева обитали в подземном мире, метафорично изображало хранение зёрен кукурузы в подземных силосах. Древние фермеры держали кукурузные зёрна в специальных керамических кувшинах, которые назывались пифои. Эти же кувшины использовались и для погребальных обрядов.
Через четыре месяца, когда приближается время осеннего посева, подземные силосы открывали и закладывали кукурузу в поле. Этот процесс стал известен как "анодос", и по этому поводу произошли знаменитые Элевсинские мистерии. Считалось, что именно осенью Кукурузная Дева (Кора) воссоединяется с Матерью Кукурузы (Деметрой), ибо в это время старый урожай и новый встречаются друг с другом. Таким образом, можно проследить, как в мифологии Плутос, бог богатства, стал богом подземного мира по имени Аид. Прорастание нового урожая – символ вечности жизни у древних аттикян. Мистерии тоже изначально не были сугубо мрачным торжеством - они даровали радость и счастье человеку, их темой было не похищение и разлука, а воссоединение.
Потому что для анимистического мировоззрения характерно приписывание специфических свойств человека тому, кто или что им не является, - силам природы, растениям и животным, богам. Античные боги имели человеческий облик и обладали психическими свойствами человека - гневливостью и раздражительностью, например. С резкой критикой подобного понимания "психики" богов выступал античный философ Ксенофан ещё в VI веке до н. э.
"Что среди смертных позорным слывёт и клеймится хулою - То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули. Красть, и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро". Про прелюбы мне особенно нравится :)) Он же критиковал представления о множественности богов и указывал, что если бы быки, лошади и львы могли рисовать, то они изображали бы богов в виде быков, лошадей и львов. Аниматизм и антропоморфизм присущи всем религиям. Исторически, вероятно, они представляют собой первые попытки осмысления мира.
Мифы или легенды могут иметь реальные корни. Писание могло быть написано метафорами. Только зарождалась наука и философия. Люди делали выводы из того что было. Не имея хорошей интелектуальной базы. Вот и получались какие то примитивные истории. Где люди приписывали Богам свои качества.
да, богов очеловечивали
Так видимо удобней представлять себе богов
И боги вроде как более человечные становились ближе людям