Почему Телеграмма МХТ Чайка была важна для А.П. Чехова?
29 декабря 1898 года в Московском художественном театре прошла премьера "Чайки", превратившаяся в триумф и Чехова-драматурга, и самого театра.
Ровно за два года и два месяца до этого дня та же самая "Чайка" с треском провалилась на сцене петербургской Александринки. Два года и два месяца шла к публике одна из лучших пьес двадцатого столетия, ставшая символом новой драматургии.
29 декабря 1898 года Чехов в театре не был. Поэтому он не мог видеть того, что там происходило. Вот как описал этот вечер сам Станиславский: “Как мы играли — не помню. Первый акт кончился при гробовом молчании зрительного зала. Одна из артисток упала в обморок, я сам едва держался на ногах от отчаяния. Но вдруг, после долгой паузы, в публике поднялся рёв, треск, бешеные аплодисменты. Занавес пошёл... раздвинулся... опять задвинулся, а мы стояли как обалделые. Потом снова рёв... и снова занавес... Мы все стояли неподвижно, не соображая, что нам надо раскланиваться. Наконец, мы почувствовали успех и, неимоверно взволнованные, стали обнимать друг друга, как обнимаются в пасхальную ночь. М.П. Лилиной, которая играла Машу и своими заключительными словами пробила лёд в сердцах зрителя, мы устроили овацию. Успех рос с каждым актом и окончился триумфом. Чехову была послана подробная телеграмма”.
С тех пор на занавесе МХТ - летящая чайка.
Так родился новый театр - театр режиссерский, в котором все частности, все мелочи подчинены единому режиссерскому замыслу, театр, в котором обстоятельно прорабатывается каждый характер, даже в массовках, театр, в котором важна и речь актеров, и историческая точность в оформлении костюмов, и весь актерский ансамбль.
Эта неразрывная связь между одним из лучших театров и одной из лучших пьес возникла на самом пороге нового ХХ века, декабрьским вечером 1898 года. Сегодня МХТ носит имя Чехова, и памятник его стоит в Камергерском переулке, напротив входа в театр.