ЧЕХОВСКИЕ СТРАНИЦЫ: «Уже тысячи веков, как земля не носит на себе ни одного живого существа, и эта бледная луна напрасно
зажигает свой фонарь… Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно…» — из монолога Мировой души (в пьесе Константина Треплева). Какие «новые формы» отражены в «Чайке»? Символичен ли образ «бледной луны»? (ваше мнение)
Для Константина Треплева было важно, чтобы его спектакль проходил именно лунной ночью.
Его пьеса по мотиву очень близка к некоторым христианским ересям (богомилы, павликиане, катары). Их последователи рассматривали весь земной мир как воплощение зла и нечисти. Творцом вселенной они считали не бога, а Сатану.
Дьявол создал видимое, телесное и материальное. Он создал плоть и страсти, землю с её борьбой, её муками и её отчаянием. На долю бога, с этой точки зрения, выпало сотворение только невидимого мира – духовного. Он создал духов, чистые существа. Поэтому дьявола в своей пьесе Треплев называет Отцом Вечной Материи, что и вызывает смех и непонимание у зрителей, не привыкших к такой трактовке("Тригорин. Я ничего не понял. Впрочем, смотрел я с удовольствием").
Очень многое из перечисленных примеров это оммаж, аллюзия на известные символистские произведения, хоть и в тоже время это нечто уникальное и нигде не встречающиеся ранее.
И это всё крайне неудивительно, потому что Треплеву, как представителю нового искусства, как писателю-декаденту, были свойственны новые метафоричные образы и приёмы. Не удивительно, что для своей пьесы, выстроенной на религиозной тематике, наполненной мистикой и символизмом, Треплев выбирает фон, напоминающий изображение на одной из карт Таро. Карта изображает Луну, тускло освещающую предметы неопределенным светом. Под Луной - гигантский краб, пятящийся в озеро. Аллегория также изображает двух сторожевых псов, охраняющих солнечную орбиту, воющих и лающих на луну. За ними - слева и справа - два замка в виде прямоугольных башен. Луна изображается в виде серебряного диска, из которого струятся длинные желтые лучи, смешиваясь с другими, более короткими красноватыми лучами. Капли пролитой воды плавают в воздухе, словно притягиваемые Луной. Сцена представляет силу и опасности мира призраков и воображения. Все вещи преображаются в лунном свете. Этот фон как нельзя лучше подходит для пьесы Треплева.
Но в контексте всего произведения луна принимает символическое, весьма пророческое значение. Луна может указывать на иррациональность и бессмысленность каких-либо действий, быть символом иллюзий, обмана, мнительности. Этот образ предшествует отъезду Нины в Москву, подчеркивая тему самообмана.
Но этот символ имеет и иное значение. Луна обладает также смертельными свойствами и является широко распространенным символом смерти (и тяги к ней). Именно Луной называет Тригорин своё стремление постоянно писать.
Луна светит, но не греет, отражая чужой свет, но не рождая свой. Она не даёт, а забирает. Глупцы сетуют на это, а мудрецы используют на благо;-)