«Карл Брюллов старался показать, как человек, человеческий разум, способен к совершенству, в отличие от природных стихий, которые ведут себя открыто, эмоционально, но крайне неразумно. «Всадница» является квинтэссенцией стремления Карла Брюллова и его моделей быть запечатленными в веках в совершенном образе».
Ещё до того, как на свет появилась картина «Всадница», Брюллов уже имел всеобщее признание. Образ прекрасной наездницы художник решает воплотить в жизнь под конец своего пребывания в Италии, когда графиня Самойлова заказывает у него портрет приемных дочерей. Недолго думая, художник принимает смелое решение – изобразить старшую воспитанницу, Джованину, верхом на коне, как до этого решались изображать только полководцев и титулованных особ. Младшая же, Амалиция, стоит в стороне, наблюдая завершение конной прогулки.
Картина передает сцену прогулки. Запечатлен момент возвращения домой, когда Джованин подъезжает к крыльцу верхом на вороном коне. Композиция Брюллова «Всадница» наполнена динамизмом – все в ней находится в движении, замер буквально на секунду, для того, чтоб художник смог запечатлеть. Конь вороной бьет копытом, разгоряченный после прогулки, а собака, с именным ошейником, бросается ему под копыта, радостно встречая Джованин.
Что же видит зритель, рассматривающий полотно? В первую очередь это скорость, движение, оживленность, которые художник передал как нельзя лучше. Эти черты заметны практически во всех персонажах: взмыленной лошади, которая явно не хочет останавливаться, восторженной девочке на балконе, и лохматой собачке, оживленно лающей на всадницу. Кажется, что даже спрятавшаяся за девочкой собака сейчас сорвется с места и устремится за лошадью. Может быть, она это и сделала бы, если бы всадница не остановила коня. И только сама наездница сохраняет спокойствие: кажется, ее совершенно не заботит окружающий мир, в мыслях она где-то далеко…
Ветви деревьев на картине изображены согнутыми ветром. Однако вуаль на шляпке Джованнины Пачини повернута в другую сторону. Конь встал на дыбы, а хрупкая 16-летняя девушка сохраняет спокойствие, художнику красота была интереснее правды.
Конную прогулку мастер передает несколько идеализированно, наряд всадницы более парадный, чем платье-амазонка, в которое в те времена женщины облачались на конные прогулки.
Моя любимая картина с детства и навсегда... вот и весь ключ к разгадке.
Всадница. 1832...