Если до Отечественной войны 1812 года просвещение было самоцелью и само собой подразумевало воспитание личности, то после победы над Наполеоном отношение изменилось: отныне главное место уделялось религии и гуманитарным дисциплинам, которые наиболее воспитывают гражданина и патриота. Многопредметность тоже со временем была признана вредной, потому что рассеивала силы ученика и порождала довольно поверхностное усвоение материала, а к университету не готовила. В том же 1819 году, наряду с введением закона Божия в гимназическую программу, из нее были исключены технология, мифология, коммерческие науки, эстетика, психология, нравоучение, естественное и народное право и политическая экономия – эти предметы следовало преподавать в университете и на особых дополнительных курсах. Взамен усиливалось преподавание латыни и расширялся курс географии, истории и русского языка.
Восстание декабристов тоже повлияло на судьбу гимназий, ибо Николай I приказал изъять из гимназического учебного плана все политические науки и провести новую реформу образования. Был принят жесткий сословный курс.
Подробнее:
https://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/02/26/k_mudrosti_stupenka_chast_1/?ysclid=m0tacyhc9j365339391