Рассматривая работы китайских и японских живописцев и каллиграфов, многие наверняка обращали внимание на небольшие киноварно-красные печати с необычными иероглифами. Маленький изысканный акцент, которому западные искусствоведы и зрители обычно не придают особенного значения. В лучшем случае, печати рассматривают как аналог авторского клейма-подписи. Но в китайской культуре все, что связано с этими миниатюрными печатями имеет значение, которое трудно переоценить.
Что же такое печать-чжуань? Какую информацию она несет? Как изготавливается? Какова история возникновения традиции использования печатей? И, наконец, почему составление и резьба печатей считается одним из самых почитаемых видов искусства в Китае?
История использования печатей насчитывает не одно тысячелетие. Гравировка печатей обозначается терминами чжуанькэ 篆刻 или 刻印 кэинь. Иероглиф 篆 (zhuàn – печать) напоминает тем, кто знаком со стилями каллиграфии, о стиле чжуаньшу – письме древнейшими иероглифами. Далеко не всякий китаец сможет прочитать текст написанный стилем чжуаньшу. За историю своего развития китайская иероглифическая письменность прошла ряд трансформаций, когда пиктография постепенно уступала место более лаконичной и удобной для письма кистью структуре иероглифа. Однако всякий серьезный каллиграф непременно обращается к изучению стиля чжуань, потому что никакой другой стиль не поведает так глубоко о корнях китайской традиции и культуры. Кроме того, каллиграфы ценят чжуаньшу за возможность практиковать и проявлять сбалансированную силу руки и духа, когда кисть, подобно резцу, движется ровно и уверенно. Поскольку письменность чжуаньшу возникла задолго до изобретения кисти и бумаги, долгий период времени иероглифы вырезались.