Settler
Знаток
(417)
1 месяц назад
Практическая работа по "Медному всаднику"
I. Петр I в поэме:
Поэт запечатлел Петра в момент основания Петербурга.
Названия Петра: "он", "кумир", "державец полумира", "строитель чудотворный", "царь", "мощный властелин судьбы", "Всадник Медный", "грозный царь".
Образ Петра меняется: вначале он - великий реформатор, затем - холодный истукан, символ бездушной государственной машины.
II. Характеристика Евгения:
• Евгений - мелкий чиновник, мечтает о простой жизни с любимой девушкой.
• Наводнение лишает Евгения всего, он сходит с ума. Его бунт - отчаяние человека, потерявшего смысл жизни. Евгений восстает против судьбы и несправедливости. Его чувства: страх, отчаяние, гнев.
• Евгений винит "истукана" в гибели Параши и своих несчастьях, воспринимает его как бездушную силу, равнодушную к страданиям "маленького человека".
• Евгений противопоставлен Петру как жертва государственной машины.
III. Медный всадник как символ:
Медный всадник - символ государственной власти, безжалостной и подавляющей личность.
Описания: "кумир на бронзовом коне", "неподвижно возвышался во мраке медною главой", "грозного царя", "Всадник Медный на звонко-скачущем коне".
Всадник равнодушен к страданиям Евгения.
В первой встрече монумент повернут спиной - символ игнорирования государством нужд отдельного человека. Во второй - лицом, преследует Евгения - символ подавления личности государственной машиной.
Через Евгения Пушкин показывает трагедию "маленького человека", раздавленного государством.
IV. Вывод:
Поэма "Медный всадник" - философское размышление о проблеме личности и государства, о трагическом столкновении частного человека и государственной машины.
Проблема личности и государства в поэме
А.С. Пушкина «Медный всадник»
Цели: 1) раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы;
2) совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом;
3) формировать культуру читательского восприятия.
Оборудование: раздаточный материал, тетради для практических работ.
Порядок выполнения работы:
I. Каким показан в поэме Пётр Первый?
В какой исторический момент запечатлел поэт государя? Выпишите из текста поэмы все слова, которыми А.С. Пушкин называет Петра I.
Меняется ли его образ на протяжении поэмы?
II. Охарактеризуйте Евгения:
• что он за человек, чем живёт, о чём мечтает;
• что происходит с Евгением после наводнения? Откуда в нём появились силы бунтовать? Против кого или чего он восстаёт? Какие им овладевают чувства?
• почему Евгений грозит «горделивому истукану»? За что он его винит?
• каким предстаёт Евгений, противопоставленный императору?
III. Символом чего является в поэме Медный всадник? Как его описывает автор? (напишите, используя цитаты).
Видит ли Всадник страдания Евгения?
Проанализируйте описание двух встреч Евгения и Медного Всадника: почему в первой сцене монумент «повернулся» спиной к человеку, а во второй уже лицом?
Что это может символизировать?
Как через образ Евгения автор размышляет о взаимоотношениях человека и государства?
IV. Сделайте вывод