Settler
Знаток
(405)
1 месяц назад
В повести Андреева "Иуда Искариот" тема совести предстает не в привычном, морализаторском ключе.
Сам Иуда, предавший Учителя, оказывается одержим не столько корыстью, сколько мучительной, всепоглощающей любовью к Иисусу.
Эта любовь вывернута наизнанку, извращена, она подобна черной дыре, втягивающей в себя все светлое и доброе.
Совесть Иуды не молчит – она кричит, мечется, терзается сомнениями, но не может найти выхода, запутавшись в лабиринте собственной извращенной любви.
Иуда пытается пробудить совесть учеников, упрекая их в трусости и бездействии, но те слепы и глухи к его словам.
Их любовь к Иисусу поверхностна, эгоистична, лишена той глубины и силы, что снедают душу Искариота.
В финале, совершив предательство, Иуда пытается искупить свой грех, пробудить в учениках чувство вины, ответственности за гибель Учителя. Но и тут его постигает неудача - ученики, объятые страхом и эгоизмом, не способны к истинному раскаянию.
Совесть Иуды остается одинокой в своем безумии, она подобна ране, которая не может зажить, оставляя после себя лишь пустоту и отчаяние.
Андреев не дает однозначного ответа на вопрос о природе совести Иуды.
Он ставит перед читателем сложную задачу - попытаться понять мотивы героя, увидеть в нем не только предателя, но и человека, мучимого собственными демонами.