Григорий Крюков
Мудрец
(15214)
1 месяц назад
В выбранном фрагменте "Бедной Лизы" Н.М. Карамзина проявляются черты сентиментализма, свойственные литературному направлению эпохи просвещения.
Наиболее ярко это проявляется в описании внутреннего мира Лизы, ее внутренних переживаниях и взаимоотношениях. Ее эмоциональное состояние вызвано новым образом Эраста, который она видит живо и возвышенно, что приводит к ее беспокойству и размышлениям. Лиза передаётся как мечтательная, чувственная и ранимая девушка, что в типично для сентиментальных героинь.
Пейзаж в фрагменте является важной составляющей, символизирующей эмоциональное состояние Лизы. Описание рассвета, природы, пение птиц и цветы, создают атмосферу скверны и умиротворенности, напоминая об утраченной радости и чистоте. Пейзаж также отражает внутреннюю бурю героини, взаимодействует с ее душевным состоянием.
Автор-повествователь, в свою очередь, сквозит в тексте эмоциональность, внимание к психологическим состояниям персонажей. Он создает атмосферу внутреннего драматизма и внутренних монологов Лизы, обращая внимание читателя на ее чувственность и сложность.
Элементы сентиментализма, такие как чувственность, возвышенность чувств, внимание к внутреннему миру персонажей и настроениям, присутствуют в полном объеме в данном фрагменте "Бедной Лизы".
Обратимся к Лизе. Наступила ночь - мать благословила дочь свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание её не исполнилось: Лиза спала очень худо. Новый гость души её, образ Эрастов, столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Ещё до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зелёном покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило всё творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света. Но Лиза всё ещё сидела подгорюнившись. Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу. - Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. Лиза устремила на него взор свой и думала: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рождён был простым крестьянином, пастухом, -и если бы он теперь мимо меня гнал стадо своё: ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо своё? И здесь растёт зелёная трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Он взглянул бы на меня с видом ласковым - взял бы, может быть, руку мою… Мечта!» Пастух, играя на свирели, прошёл мимо и с пёстрым стадом своим скрылся за ближним (Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза») холмом.
1. Опираясь на анализ текста, докажите, что в выбранном фрагменте проявились черты сентиментализма.