Сопоставление фильма Сергея Соловьева "Станционный смотритель" (1972) и повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель":
Сходства:
- Основной сюжет: Фильм следует основному сюжету повести: знакомство рассказчика со смотрителем Выриным и его дочерью Дуней, отъезд Дуни с гусаром Минским, поиски отца и трагический финал.
- Ключевые персонажи: Сохранены главные герои: Самсон Вырин, Дуня, Минский и рассказчик.
- Отдельные сцены: В фильме воспроизведены узнаваемые сцены из повести: встреча с Дуней, болезнь Минского, отъезд Дуни в церковь, поиски Вырина в Петербурге, рассказ смотрителя о своей беде.
- Картины с историей блудного сына: Деталь, подчеркнутая и в фильме, и в повести, символизирующая судьбу Дуни.
- Тема сострадания к "маленькому человеку": Как и в повести, фильм вызывает сочувствие к тяжелой судьбе станционного смотрителя, представителя низшего сословия, беззащитного перед произволом власть имущих.
Различия:
- Рассказчик: В фильме рассказчик (Белкин) – более активный персонаж, чем в повести. Он не просто слушает историю Вырина, но и сам участвует в некоторых событиях, например, отвозит Дуню в церковь. Это придает фильму большую динамику.
- Образ Минского: В фильме Минский показан более сложным персонажем. Он не просто "проезжий повеса", но человек, переживающий внутренний конфликт. Фильм дает понять, что он испытывает к Дуне настоящие чувства, хоть и поступает эгоистично.
- Финал: В фильме финал изменен. Вместо рассказа мальчика о посещении могилы смотрителя "прекрасной барыней", показана сама Дуня, приехавшая на могилу отца с детьми. Это смягчает трагизм истории и дает надежду на возможное раскаяние Дуни.
- Атмосфера и стиль: Фильм создает особую атмосферу, сочетающую реализм с элементами гротеска и сюрреализма. Вставные эпизоды, например, с лекарем или с пьяным смотрителем, придают фильму своеобразный колорит. Музыкальное сопровождение также играет важную роль в создании атмосферы.
- Внутренний монолог: Фильм активно использует внутренний монолог Белкина, который помогает раскрыть его мысли и чувства, а также углубить философский подтекст истории.
В целом, фильм Соловьева не просто экранизирует повесть Пушкина, а создает на ее основе самостоятельное произведение искусства, сохраняя при этом главную тему и основные сюжетные линии. Фильм углубляет психологизм персонажей, добавляет новые смысловые оттенки и предлагает собственную интерпретацию классической истории.