Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Сопоставление фильма и повести Станционный смотритель

Креветка . Ученик (145), на голосовании 2 недели назад
Помогите пожалуйста я умираю
Голосование за лучший ответ
Наташа Лебеденко Просветленный (26753) 1 месяц назад
Сопоставление фильма Сергея Соловьёва «Станционный смотритель» и одноимённой повести А. С. Пушкина показывает некоторые отличия.

В фильме сюжет передан почти дословно, но акценты в характерах персонажей смещены. Если смотритель Самсон Вырин остался таким же, как в оригинале, то его дочь Дуня из прелестной кокетки превратилась в молчаливую мадонну, не проявляющую эмоций. Соответственно и ротмистр Минский стал не бессердечным повесой, а более благородным, хотя и авантюрным героем.

В повести сюжет направлен на восстановление социальной справедливости, доброго отношения к людям, не имеющим высокого звания. Идея повести: нельзя поступать так, как Дуня, это разрушает жизнь родных людей и разъедает душу неизбывным чувством вины. Идея фильма: жизнь сложна, и разобрать, кто прав, кто виноват, невозможно.

Финал фильма решён чуть иначе, чем в повести. Отличие лишь одно — пейзаж. У Пушкина Белкин приезжает на станцию осенью (ветер уносит красные и жёлтые листья с деревьев). В фильме Соловьёва — зелёная трава в поле, на могиле, зелёные деревья, солнце, прогревающее землю, чистое небо. Это знаки, намекающие зрителю на то, что не всё так печально, как может показаться на первый взгляд.
Денис Скурлатов Мыслитель (9666) 1 месяц назад
Сопоставление фильма Сергея Соловьева "Станционный смотритель" (1972) и повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель":
Сходства:
  • Основной сюжет: Фильм следует основному сюжету повести: знакомство рассказчика со смотрителем Выриным и его дочерью Дуней, отъезд Дуни с гусаром Минским, поиски отца и трагический финал.
  • Ключевые персонажи: Сохранены главные герои: Самсон Вырин, Дуня, Минский и рассказчик.
  • Отдельные сцены: В фильме воспроизведены узнаваемые сцены из повести: встреча с Дуней, болезнь Минского, отъезд Дуни в церковь, поиски Вырина в Петербурге, рассказ смотрителя о своей беде.
  • Картины с историей блудного сына: Деталь, подчеркнутая и в фильме, и в повести, символизирующая судьбу Дуни.
  • Тема сострадания к "маленькому человеку": Как и в повести, фильм вызывает сочувствие к тяжелой судьбе станционного смотрителя, представителя низшего сословия, беззащитного перед произволом власть имущих.
Различия:
  • Рассказчик: В фильме рассказчик (Белкин) – более активный персонаж, чем в повести. Он не просто слушает историю Вырина, но и сам участвует в некоторых событиях, например, отвозит Дуню в церковь. Это придает фильму большую динамику.
  • Образ Минского: В фильме Минский показан более сложным персонажем. Он не просто "проезжий повеса", но человек, переживающий внутренний конфликт. Фильм дает понять, что он испытывает к Дуне настоящие чувства, хоть и поступает эгоистично.
  • Финал: В фильме финал изменен. Вместо рассказа мальчика о посещении могилы смотрителя "прекрасной барыней", показана сама Дуня, приехавшая на могилу отца с детьми. Это смягчает трагизм истории и дает надежду на возможное раскаяние Дуни.
  • Атмосфера и стиль: Фильм создает особую атмосферу, сочетающую реализм с элементами гротеска и сюрреализма. Вставные эпизоды, например, с лекарем или с пьяным смотрителем, придают фильму своеобразный колорит. Музыкальное сопровождение также играет важную роль в создании атмосферы.
  • Внутренний монолог: Фильм активно использует внутренний монолог Белкина, который помогает раскрыть его мысли и чувства, а также углубить философский подтекст истории.
В целом, фильм Соловьева не просто экранизирует повесть Пушкина, а создает на ее основе самостоятельное произведение искусства, сохраняя при этом главную тему и основные сюжетные линии. Фильм углубляет психологизм персонажей, добавляет новые смысловые оттенки и предлагает собственную интерпретацию классической истории.
Похожие вопросы