Лирика. Стихотворение "Возрождение" выражает личные переживания и размышления автора, что характерно для лирического рода литературы.
Антитеза (противопоставление) прослеживается на нескольких уровнях:
- "Художник-варвар" противопоставляется "гению". Варвар портит, а гений создает.
- "Картину гения чернит" и "Созданье гения... с прежней красотой". Акт вандализма противопоставляется восстановлению первоначального замысла.
- "Заблужденья" противопоставляются "виденьям... чистых дней". Душевное омрачение противопоставлено просветлению.
Созвучие концов стихотворных строк называется рифмой. В данном случае это мужская рифма, так как ударение падает на последний слог.
Средства художественной выразительности:
- Метафора: "варвар кистью сонной Картину гения чернит" (варвар – это не буквально художник, а тот, кто не ценит искусство), "краски чуждые... спадают ветхой чешуей" (заблуждения сравниваются с отслаивающейся краской), "измученной души".
- Эпитет: "кистью сонной", "рисунок беззаконный", "краски чуждые", "ветхой чешуей", "прежней красотой", "чистых дней", "измученной души".
- Сравнение (скрытое): заблуждения как отслаивающаяся краска.
- Аллегория: весь сюжет стихотворения можно рассматривать как аллегорию духовного очищения и возвращения к истинной красоте. "Картина гения" – это душа поэта, "варвар" – жизненные невзгоды и заблуждения.
- Инверсия: "И свой рисунок беззаконный Над ней бессмысленно чертит" (прямой порядок слов был бы "И бессмысленно чертит свой беззаконный рисунок над ней"). Использование инверсии придает стихотворению торжественность и выразительность.