ирина Румянцева
Просветленный
(33009)
1 месяц назад
Людмила
Людмила томится в ожидании своего возлюбленного. Девушка переживает, что он позабыл о ней или же «в далёкой стороне» нашёл свой последний приют.
Стоя на распутье, Людмила наблюдает за тем, как к своим возлюбленным возвращаются воины, но среди них нет её суженого — «всё погибло: друга нет». Людмила решает, что он умер, и сама готова умереть, так как не способна полюбить другого человека.
Дома мать, встревоженная отрешённым видом Людмилы, пытается узнать, о чём она горюет. Девушка плачет и признается, что не хочет больше жить, ведь Бог совсем позабыл о ней.
Мать успокаивает Людмилу и учит её со смирением принимать все испытания, которые посылают ей небеса. Она напоминает дочери, что «Рай — смиренным воздаянье, Ад — бунтующим сердцам», и просит быть покорной воле Господа. Однако Людмила считает иначе. Она уверена, что «С милым вместе — всюду рай; С милым розно — райский край Безотрадная обитель».
Наступает ночь, и Людмила слышит, как кто-то поднялся на крыльцо и постучал в дверь. Она узнает знакомый голос — это её возлюбленный пришёл за ней. Людмила хочет отложить поездку до утра — «Ветер встал от полуночи; Хладно в поле, бор шумит; Месяц тучами закрыт», но жених поторапливает её, и они отправляются в путь.
Воин рассказывает Людмиле, что его дом находится очень далеко, в Литве — «Хладен, тих, уединённый, Свежим дёрном покровённый; Саван, крест, и шесть досток». Влюблённые скачут всю ночь и к утру прибывают на место. За воротами оказываются не хоромы, а могилы и кресты. Неожиданно конь с седоком падает в могилу, и Людмила вместо жениха «Видит труп оцепенелый; Прям, недвижим, посинелый, Длинным саваном обвит».
При виде мёртвого жениха Людмила «Каменеет, Меркнут очи, кровь хладеет». Бездыханная, она падает в могилу к жениху, а мертвецы с жутким воем окружают свежую могилу.
Средства выразительности
Тропы и фигуры в произведении «Людмила» позволяют создать атмосферу мрачности и уныния. Их обилие позволяет задать эмоциональный тон повествования:
Эпитеты: Неверный, трубный, шумною.
Олицетворения: «Шлемы лаврами обвиты»
Метафоры: «Прахом панцири покрыты».
Инверсия создает напевность и музыкальность строк: «Вдруг усопшие толпою потянулись из могил…». Лексические повторы призваны усилить драматизм («Краткий, краткий дан мне срок») и ускорить темп. Мы физически ощущаем, как призрак торопит Людмилу, давит на нее. Просторечное восклицание «Чу!» тоже создает эффект накала, сгущения красок.
Аллитерации создают эффект звукового воспроизведения: шепот передают звуки «шшш», топот коня сопровождается большим количеством согласных («т», «п», «н»).