В главе VII «Приступ», описывающей гибель Миронова и его жены, можно найти несколько отрывков, использующих различные художественные приемы. Вот один из них, объединяющий диалог, антитезу, и описание пейзажа:
В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы, и вскоре степь усеялась множеством людей, вооруженных копьями и сайдаками. Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор подскакали под самую крепость. Мы в них узнали своих изменников. Один из них держал над шапкою лист бумаги; у другого на копье воткнута была голова Юлая, которую, стряхнув, перекинул он к нам чрез частокол. Голова бедного калмыка упала к ногам коменданта. Изменники кричали: «Не стреляйте; выходите вон к государю. Государь здесь!» «Вот я вас! — закричал Иван Кузьмич. — Ребята! стреляй!» Солдаты наши дали залп. Казак, державший письмо, зашатался и свалился с лошади; другие поскакали назад. Я взглянул на Марью Ивановну. Пораженная видом окровавленной головы Юлая, оглушенная залпом, она казалась без памяти. Комендант подозвал капрала и велел ему взять лист из рук убитого казака.
Художественные приемы:
- Диалог: Краткое, но напряженное противостояние между изменниками и комендантом, выраженное в их репликах («Не стреляйте… Государь здесь!» и «Вот я вас! Стреляй!») создает драматизм момента.
- Антитеза: Противопоставление спокойного описания приближающихся мятежников («степь усеялась множеством людей…») и резко динамичной сцены с выстрелами и падением казака («Солдаты наши дали залп. Казак… свалился с лошади») подчеркивает внезапность и жестокость нападения. Также противопоставление мирного пейзажа («степь усеялась множеством людей») и ужасающего зрелища окровавленной головы Юлая.
- Описание пейзажа: Картина степи, заполненной вооруженными людьми, — живописное, но тревожное изображение приближающейся опасности. Создается ощущение неизбежности трагического финала.