Наташа Лебеденко
Мудрец
(17095)
2 недели назад
Жизненными ценностями Чацкого из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» являются свобода, правда, разум, прогресс и любовь.
Это подтверждается тем, что герой не хочет служить при дворе или заниматься карьерой, а стремится к знанию и самосовершенствованию. Он не любит пустых разговоров и сплетен, а предпочитает живой и остроумный диалог. Чацкий не терпит лжи и лицемерия, а требует от людей честности и порядочности. Он не поддаётся моде и предрассудкам, а следует своему сердцу и разуму.
Также Чацкий любит Отечество и критикует то, что, по его мнению, мешает развитию страны. Он надеется благотворно повлиять на представителей «фамусовского общества», призвать их к деятельности на благо Отчизны, а не на получение различных благ любыми путями.
Денис Скурлатов
Мыслитель
(9499)
2 недели назад
В комедии Грибоедова "Горе от ума" жизненные ценности Чацкого противопоставлены ценностям фамусовского общества. Для Чацкого главными являются:
1. Свобода мысли и слова: Чацкий не боится высказывать свои мысли, даже если они противоречат общепринятому мнению. Его монолог "А судьи кто?" – яркое тому подтверждение. Он обличает невежество, лицемерие, косность окружающих, не стесняясь в выражениях. Для него свобода мысли неотделима от свободы слова, и он готов платить за нее высокую цену – непонимание и осуждение со стороны общества.
2. Патриотизм, основанный на критическом отношении к действительности: Чацкий не просто любит родину, он переживает за её будущее, за её отставание от передовых стран. Его патриотизм не слепой, а основан на глубоком критическом анализе существующих порядков, на стремлении к реформам и прогрессу. Он осуждает «рабское подражанье» Западу, подразумевая под ним не принятие передовых достижений, а слепое копирование внешних форм без осмысления сути.
3. Просвещение и разум: Чацкий ценит ум, образованность, стремление к знаниям. Он выступает против невежества и косности, которые преобладают в фамусовском обществе. Его споры с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими персонажами подчеркивают это противостояние разума и невежества. Он видит в просвещении залог прогресса и обновления России.
4. Честность и искренность: Чацкий откровенен и честен в своих суждениях, он не скрывает своего неприятия лицемерия и лжи, которые окружают его. Это делает его одиноким, но он не готов поступиться своими принципами ради общественного одобрения. Его искренность и честность становятся причиной его "горя от ума".
5. Любовь (несмотря на его разочарование): Хотя его чувства к Софье не находят взаимности, и он терпит горькое разочарование, любовь все же является важной составляющей его жизни. Его страдания, связанные с любовью, подчеркивают его эмоциональную глубину и человечность.
Текст комедии изобилует монологами и диалогами, подтверждающими эти ценности. Чацкий не стремится к богатству или чинам, не ищет легких путей, предпочитая жить по совести и следовать своим убеждениям, что и приводит к его конфликту с обществом и трагической развязке. Его "горе" — это следствие его неприятия существующего порядка и верности своим жизненным ценностям.