Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Отцы и дети. 21 глава эпилог анализ отрывка Базарова и семьи

Мария Исраелян Ученик (1), на голосовании 5 дней назад
Отцы и дети. 21 глава эпилог анализ отрывка Базарова и семьи. Помогите
Голосование за лучший ответ
Эльф Мудрец (17832) 1 месяц назад
К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861. Появился роман в февральской книге журнала «Русский вестник» за 1862 год. «Отцы и дети» - произведение, отразившее целый этап в историческом развитии России второй половины 19 века.
Действие романа происходит в 1859 году, а эпилог рассказывает о событиях, произошедших после отмены крепостного права. Одним из важнейших исторических явлений этой поры была борьба буржуазно-дворянского либерализма с демократами. Этот конфликт и послужил основой романа Тургенева. Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил не только сюжет, но и композицию произведения. Центральное место в романе занимает образ Евгения Базарова, представителя революционной демократии. Как и Чацкий в «Горе от ума», главный герой резко противопоставлен всем действующим лицам. Он - человек из иной среды, и это проявляется во взглядах, словах, во взаимоотношениях с родителями, друзьями, любимой женщиной.
Эпизод «Сцена у стога» расположен приблизительно в середине романа. В этой сцене Базаров вступает в конфликт со своим другом Аркадием. Здесь раскрывается и характер Базарова, и истинные взгляды Кирсанова.
Действие происходит в имении родителей Базарова. Сцена у стога является тем моментом, с которого Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, будучи друзьями, стали отдаляться друг от друга. Между героями возникает непонимание и даже некая вражда. Если до этого Аркадий во всем соглашается с Базаровым (пусть на словах, а не в душе), то теперь он вступает с ним в спор.

Эпизод имеет свою композицию, в нем выделяются сюжетные элементы. Экспозицией выступает пейзажная зарисовка жаркого летнего полдня, вызывающего состояние дремоты и скуки. Герои отдыхают в тени стога сена. Завязкой является начало диалога молодых людей о детстве и родителях Базарова. Происходит развитие диалога, разговор заходит о любви и ненависти, о том, каким должен быть настоящий человек, по мнению Базарова. Напряжение между героями возрастает из-за несовпадения мнений. Наступает кульминационный момент, молодые люди готовы подраться - Аркадий шутя и робея, увидев серьезное и зловещее лицо Базарова, а Базаров – с полной готовностью к предстоящей драке. Развязкой действия является появление Василия Ивановича, отца Базарова, который снимает напряжение ситуации своей добродушной фразой: «А! Вот вы куда забрались!».
Этот эпизод показывает, что Аркадий и Евгений – совершенно разные люди, как в отношении к жизни, так и по социальному положению. Базаров – разночинец-демократ, а Аркадий все же примыкает к либеральному лагерю родственников- аристократов.
Герои изображаются в сравнении и в противопоставлении друг к другу - не как представители одного идеологического направления, а как носители и проповедники разных истин. Базаров не изменился со дня первого знакомства с читателем. Аркадий же, напротив, меняет свою позицию, становясь на сторону дяди и даже говоря его словами: «Послушать тебя сегодня, поневоле согласишься с теми, которые упрекают нас в отсутствии принципов».
ЭльфМудрец (17832) 1 месяц назад
Евгений Базаров, видя поколебавшегося Аркадия, называет его размазней, нежной душой. Он выявляет в друге робость и нерешительность, слабость и неуверенность в себе. Аркадий действительно занимает слабую позицию. Он неуверен и робок, он не может с такой же твердостью и безразличной напористостью, как Базаров, отстаивать свое мнение.
Однако автор не может принять и сторону Базарова, который грубо обходится с Аркадием, как бы вымещая на друге свою внутреннюю тревогу и боль, связанную с появлением в его жизни Анны Сергеевны Одинцовой.
ЭльфМудрец (17832) 1 месяц назад
«Ты нежная душа, размазня… Ты робеешь, мало на себя надеешься», - говорит Базаров Аркадию. Но у него самого эта же робость проявляется в отношении к Одинцовой. «Принципов вообще нет…, а есть ощущения», - настаивает Евгений, но и у этого героя с некоторых пор появились принципы, во имя которых он решил сладить с собою и со своим «романтизмом».
Грубость и категоричность, цинизм и агрессия Базарова раскрывается в каждой его реплике: «Сам себя не сломал, так и бабенка не сломает!», «Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть», «Какую клевету ни взведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того», «Говорить красиво – неприлично». В завершении всего герой называет Павла Петровича идиотом.
ЭльфМудрец (17832) 1 месяц назад
Аркадий с тревогой и возмущением слушает друга, пытается опровергнуть его мнение. Несмотря на то, что Аркадий менее уверен в себе, в данном эпизоде он справедливее и честнее Базарова. Кирсанов уже не обманывает ни самого себя, ни друга, высказывая свое несогласие с ним.
Главный художественный прием, используемый в данном эпизоде, – антитеза. Значимость эпизода заключается в том, что он показывает поколебавшиеся взгляды обоих героев: как у Аркадия, так и у Базарова. Последний, чувствуя тревогу, пробужденную вдовой Одинцовой, не сдерживается и срывается на друге. Примером тому являются его грубые и агрессивные высказывания. Этим показана злоба и трагичность героя: он одинок, у него нет ни любви, ни друзей, ни единомышленников.
ЭльфМудрец (17832) 1 месяц назад
В сцене у стога мы слышим наиболее резкие, парадоксальные и просто несправедливые выпады Базарова. Но не потому ли они звучат, что ему нестерпимо тяжело? Все его раздражает – и родители, и Аркадий с его красивыми словами и банальными мыслями. Может быть, в момент душевной катастрофы, когда так нужна дружеская рука и понимающий собеседник, герою особенно тяжко осознавать свое одиночество? Базаров понимает, что друга-то у него и нет, что собеседник его не понимает и понять не может, что он один во всем мире с своей болью и тоской.

Автор заканчивает эпизод словами: «Но никакая дружба долго не выдержит таких столкновений», подчеркивая тем самым, что дружба между героями с этого дня закончилась.
Наташа Лебеденко Просветленный (26488) 1 месяц назад
В эпилоге романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» автор описывает могилу Базарова. Он говорит, что цветы на могиле «говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной». 14 Скорее всего, Тургенев имел в виду, что споры «отцов и детей» вечны. Именно из этих споров, столкновений, говорящих о развитии человечества и философской мысли, и состоит жизнь.

Родители Евгения Базарова ходят на могилу и скорбят о потере своего единственного сына. 4 Писатель раздвигает границы романа в вечность: смиренные молитвы родителей помогут искупить грехи не раскаявшегося перед уходом Базарова. 3 Природа окружает это место упокоения мятежного сердца главного героя, являясь символом вечного перерождения и красоты.

Таким образом, со смертью Базарова роман не заканчивается, потому что автор произведения хотел нигилистическую теорию главного героя развенчать, тем самым доказав мысль о том, что любовь на самом деле выше любых идей, нравственный закон непреложен, а отрицание не способно к созиданию и всегда разрушительно.
Денис Скурлатов Мыслитель (9661) 1 месяц назад
Анализ эпилога 21 главы "Отцы и дети", фокусируясь на Базарове и его семье:

Эпилог 21 главы романа "Отцы и дети" – это не просто завершение истории, а мощный аккорд, заставляющий задуматься о смысле жизни, о вечности и о любви.

В этой главе фокус смещается с Аркадия, который нашел свое счастье в семье и хозяйстве, на Базарова, вернувшегося к родителям.

Базаров:
  • Разочарование и апатия: Базаров, лишенный своей прежней уверенности и энергии, пребывает в состоянии тоскливой скуки и глухого беспокойства. Любовная неудача, противоречия с самим собой, неспособность найти применение своим силам в "глухой жизни" – всё это подтачивает его изнутри.
  • Цинизм как маска: Даже вернувшись к родителям, Базаров скрывает свои истинные чувства под маской цинизма. Он подшучивает над отцом, холодно общается с матерью, стараясь держаться отстраненно.
  • Смерть как испытание: Сцена болезни и смерти Базарова – кульминация его духовной драмы. Столкнувшись лицом к лицу со смертью, он проявляет небывалую силу духа, но в то же время испытывает страх и недоумение. "Поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!"
  • Прощание с Одинцовой: В этой сцене Базаров впервые проявляет искренность и уязвимость. Он признается в своей любви, которая уже не имеет смысла, но от этого не становится менее сильной. Его последние слова – просьба о поцелуе – символ неудовлетворенной страсти и жажды человеческого тепла.

Семья Базарова:
  • Безусловная любовь: Родители Базарова, несмотря на его отстраненность и цинизм, продолжают любить его безусловно. Они готовы на всё, чтобы ему помочь, и их горе после его смерти безмерно.
  • Проявление веры: Василий Иванович и Арина Власьевна находят утешение в вере, которая дает им силы пережить утрату сына.
  • Сила любви: В эпилоге противопоставляются нигилизм Базарова, лишенный веры и надежды, и непоколебимая вера его родителей в любовь и вечность.

Контраст и символизм:
  • Противопоставление рационализма и веры: Базаров, опиравшийся на разум и отрицание, встречается со смертью, которая не поддается логике. Его родители, наоборот, находят утешение в вере.
  • Мотив "отрезанного ломтя": Этот мотив символизирует отчуждение Базарова от семьи, от традиций, от самой жизни.
  • Образ кладбища: Кладбище – не просто место погребения, а символ вечности, примирения и преемственности жизни. Цветы на могиле Базарова говорят о том, что даже самые бунтарские души находят покой в смерти.
Денис СкурлатовМыслитель (9661) 1 месяц назад
Эпилог 21 главы романа "Отцы и дети" - это размышление о противоречивости человеческой природы, о столкновении нового и старого, о вечных вопросах жизни и смерти. История Базарова и его семьи показывает, что даже самые радикальные идеи не могут победить любовь и веру, которые являются основой человеческого существования.
Похожие вопросы