Денис Скурлатов
Мыслитель
(9520)
1 неделю назад
Вот 6 высказываний Гончарова из статьи "Мильон терзаний" с моей оценкой "согласен/не согласен":
1. "Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова."
Согласен. "Горе от ума" до сих пор актуально, его темы и персонажи узнаваемы и в наше время. Язык комедии жив, афористичен и постоянно используется в речи.
2. "Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме."
Частично согласен. Грибоедов действительно назвал пьесу "Горе от ума", но ум Чацкого — не единственная причина его горя. Пушкин, критикуя поведение Чацкого, скорее указывал на неумение героя приспособиться к окружающей действительности, а не на отсутствие ума как такового.
3. "Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те – паразиты, болезненные порождения отжившего века."
Скорее согласен. Чацкий — действительно деятельная натура, он стремится к преобразованиям, в то время как Онегин и Печорин — скорее рефлексирующие герои, разочарованные в жизни. Однако называть их "паразитами" — слишком резко.
4. "Обморок Софьи при падении с лошади Молчалина, ее участие к нему, так неосторожно высказавшееся, новые сарказмы Чацкого на Молчалина – все это усложнило действие и образовало тут главный пункт, который назывался в пиитиках завязкою."
Согласен. Этот эпизод — действительно ключевой в развитии любовной интриги, он обостряет конфликт между Чацким и Софьей, заставляет Чацкого заподозрить неладное.
5. "Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с игрой чувства его к Софье, раздраженного какою-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца."
Согласен. Любовь к Софье — главная движущая сила Чацкого. Её изменение, непонятное ему поведение, — источник его "миллиона терзаний".
6. "Грубая ошибка в постановке «Горя от ума» заключается именно в том, что центр пьесы перемещался из интимных отношений Софьи, Чацкого, Фамусова и Молчалина в сторону «галереи типов», «общественного значения» и разных комментариев публицистического характера."
Не согласен. "Горе от ума" — пьеса многогранная. В ней важны и любовная интрига, и общественный конфликт. Именно сочетание этих пластов делает пьесу такой глубокой и интересной.