Характеристика действий 1 и 2 "Горе от ума": Век нынешний и век минувший
Действие 1 закладывает основу конфликта пьесы: столкновение "века нынешнего" и "века минувшего", воплощенное в противостоянии Чацкого и фамусовского общества.
- Экспозиция: Знакомимся с домом Фамусова, его обитателями и их укладом. Сразу же звучит тема "французского" воспитания (Софья читает по-французски) и службы ("желал бы зятя... с звездами, да с чинами").
- Завязка: Появление Чацкого нарушает привычный ход жизни. Его пылкие речи, полные критики и иронии, контрастируют с косностью и лицемерием фамусовской Москвы. В первом же диалоге с Софьей возникает тема противостояния двух миров, двух систем ценностей.
- Развитие действия: Диалоги Чацкого с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным раскрывают главные темы пьесы: критика крепостничества, фаворитизма, чинопочитания, страсти к мундиру, слепого подражания иностранному. Монолог Фамусова "Вот то-то все вы гордецы!" (II, 65-95) рисует идеал "века минувшего" — время Екатерины II, когда ценились не личные качества, а умение "подслужиться" и угодить власть имущим. Чацкий же противопоставляет этому "век нынешний", где на первом месте должны быть ум, честь, служение делу, а не лицам.
- Кульминация первого действия: Сон Софьи (I, 154-177) символически предсказывает будущий конфликт между ее чувствами и требованиями общества. Он также выявляет её подсознательную тягу к романтическому герою и отторжение "бедного" влюбленного.
Действие 2 углубляет конфликт и заостряет противостояние "века нынешнего" и "века минувшего".
- Развитие любовной интриги: Обморок Софьи при падении Молчалина с лошади (II, 408) показывает глубину ее чувства к нему и одновременно выявляет равнодушие к переживаниям Чацкого. Это подготавливает драматическую развязку любовного треугольника.
- Характеристика фамусовской Москвы: Приезд гостей на бал (II, 293-387) раскрывает всю пустоту и поверхностность их жизни, их интересов, суждений. Острые реплики Чацкого комментируют "галерею типов", составляющих "век нынешний", — карьеристов, сплетников, ханжей, слепых подражателей иностранной моде.
Таким образом, первые два действия "Горя от ума" создают яркую картину столкновения двух эпох, двух миров — уходящего в прошлое "века минувшего" с его порядками и ценностями, и грядущего "века нынешнего", который еще только борьба за свое место в жизни. Эта борьба происходит как в общественном, так и в личном, интимном плане, и в обоих случаях она полна драматизма и трагизма.