К.Бальмонт
Высший разум
(222420)
1 месяц назад
До Набокова ещё дорасти надо, предварительно освоив все ранее написанные в 19-20 вв. произведения русских классиков. Когда это освоите и прочитаете и Тургенева с Достоевским, и Толстого с Чеховым, и ещё целый ряд "хороших и разных авторов (Лескова, Бунина, Куприна, Горького и т.д.), можно браться и за Набокова: станет намного понятнее его критическое отношение к русской классике вообще, в том числе к Тургеневу.
К примеру, почему Набокова сильно раздражали так называемые «тургеневские девушки» – личности сильные, независимые, целеустремленные? – сам он мало объясняет это. В лекции по Тургеневу он ещё как-то более-менее сдержан в критике, но в своих книгах жестоко проходится по этому нежному и ясному образу. Его героини: Машенька из одноименного романа, невеста Лужина из романа «Защита Лужина» – всё это довольно злые пародии на тургеневских девушек. Вероятно, дело в том, что сам Набоков мало верит в реальное существование подобного типажа, ему гораздо ближе роковые женщины вроде Марты из «Король, дама, валет» или Ады из «Ада или Радости страсти»...
И потому — возьмитесь сначала за произведения Ивана Тургенева, и все вопросы о набоковской критике отпадут сами собой...