Негативное отношение к книгам и учению:
- "Ведь экая шалунья ты девчонка... То флейта слышится, то будто фортопьяно; Для Софьи слишком было б рано?" (I, 23-26) - Фамусов против развития дочери, музыка и чтение для него - пустая трата времени.
- "Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, И в чтеньи прок-от не велик: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится." (I, 40-43) - прямое выражение негативного отношения к чтению и образованию.
- "Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений." (III, 521-524) - кульминация его недоверия к просвещению.
Упор на практичность и слепое следование традициям:
- "Не надобно другого образца, Когда в глазах пример отца. Смотри ты на меня..." (I, 120-122) - Фамусов считает себя идеалом для подражания и призывает дочь следовать его жизненным принципам.
- "Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович..." (II, 63-66) - призыв к слепому подражанию старшему поколению и устоявшимся нормам.
Желание выдать дочь замуж за богатого и знатного человека:
- "Вот например полковник Скалозуб: И золотой мешок, и метит в генералы." (I, 237-238) - для Фамусова главное в женихе - чин и деньги, а не личные качества.
Эти цитаты, хотя и не исчерпывают полностью тему воспитания в комедии, дают представление о консервативных и ограниченных взглядах Фамусова. Он видит в образовании угрозу устоявшемуся порядку и стремится к тому, чтобы дочь воспроизводила принятые в его кругу нормы и ценности.