Маргарита стала ведьмой в романе “Мастер и Маргарита” по нескольким причинам:
- Любовь к Мастеру: Маргарита была глубоко влюблена в Мастера и готова была на всё ради его спасения. Она заключила сделку с Воландом, чтобы узнать о судьбе Мастера и вернуть его.
- Желание свободы: Маргарита чувствовала себя ограниченной в своей обычной жизни. Став ведьмой, она получила возможность воплотить свои мечты и обрести свободу.
- Роль королевы бала: Воланд выбрал Маргариту королевой бала, так как хозяйка бала у сатаны должна носить имя Маргариты и соответствовать другим требованиям.
Таким образом, Маргарита стала ведьмой, чтобы достичь своих целей и обрести свободу, а также из-за своей любви к Мастеру.
На создание образа Маргариты, по мнению исследователей, повлияли как литературные источники, так и реально существовавшие женщины, в том числе из окружения писателя. По мнению большинства булгаковедов, основным прототипом Маргариты была Елена Сергеевна Булгакова, третья и последняя жена писателя, которую он называл: «Моя Маргарита».
Булгаковская героиня горяча и безоглядна в своих чувствах, поэтому автор, рассказывая о её любви к Мастеру, порой использовал «вульгарную экспрессию»; её реплики, адресованные врагам возлюбленного, резки и эмоциональны. Точно так же Елена Сергеевна, стремясь защитить мужа от нападок, в гневе обещала, что отравит критика Осафа Литовского — автора статьи «Против булгаковщины. Белая гвардия сквозь розовые очки».
Исследователи сравнивают всепоглощающую страсть Маргариты с преданностью Левия Матвея по отношению к Иешуа, отмечая, что её любовь, «как жизнь, всеобъемлюща и, как жизнь, жива»:
Маргарита стала прекрасным, обобщённым и поэтическим образом Женщины, которая Любит… Фантастический образ женщины, так вдохновенно оборачивающейся ведьмой, с яростью её расправы над врагом Мастера Латунским, с её нежной готовностью к материнству, с этим полётом её в ночи… Женщины, которой ничего не стоит сказать чёрту: «Милый, милый Азазелло!» — потому только, что он заронил в её сердце надежду, что она увидит своего возлюбленного.