ㅤ
Знаток
(483)
6 дней назад
Во время охоты барина застаёт сильный дождь. По пути домой он встречает лесника – рослого сильного мужика, который предложил переждать грозу в его избе. Рассказчик понимает, что перед ним стоит Фома Кузьмич по прозвищу Бирюк – знаменитая в тех краях личность. Лесник известен своим добросовестным отношением к работе и принципиальностью. Он не берёт взятки и всегда неизменно стоит на страже хозяйского леса. Барин попадает в жилище лесника и поражается скудости убранства. Покосившаяся изба состоит всего из одной закоптелой комнаты, в центре которой висит люлька. На незваного гостя испуганно глядит двенадцатилетняя девочка, которая качает младенца. Жена Бирюка бросила семью, сбежав с проезжим мещанином. Неожиданно Фома выходит во двор: его чуткое ухо уловило звук топора. Он спешит к Кобыльему Верху, где кто-то рубит дерево. Рассказчик следует за ним. Вором оказывается нищий мужичонка, бедный крестьянин, которому нечем кормить своих детей. Он умоляет Бирюка отпустить его, рассказчик готов заплатить за дерево, но лесник остаётся непреклонным: долг превыше всего.
В порыве страшного отчаяния крестьянин называет Фому кровопийцей, который губит голодных людей. Не выдержав, лесник отпускает мужика и велит больше не попадаться ему на глаза.
Тимофей Мадагаскаров
Профи
(553)
6 дней назад
Пересказ рассказа «Бирюк» от имени Бирюка (Фомы Кузьмича):
Находясь в лесу, я слышал, как едет человек. Надвигалась гроза, похолодало, от сильного ветра забушевали деревья. Начался дождь, сверкнула молния, разразилась гроза. Я пошёл в сторону человека, которому пришлось остановиться из-за непогоды. Человек увидел меня, я представился ему, сказав, что являюсь лесником. Когда дождь хлынул с удвоенной силой, я предложил человеку на лошади отвести его к себе в избу, чтобы переждать дождливую погоду. Человек согласился — я взял лошадиную узду и повёл его к своей избе.
Войдя в избу, я зажег светильню. Новый знакомый поблагодарил меня за гостеприимство и спросил моё имя. Я сказал, что меня зовут Фомой. Назвал я и своё прозвище: Бирюк. Я увидел, что мужчина смотрел на меня с любопытством, видимо, был наслышан обо мне. И вправду: новый знакомый сказал, что слыхал про меня, так как многие говорят о том, что я никому в лесу не даю спуску. Я угрюмо ему ответил, что так справляю свою должность, ведь господский хлеб даром есть не приходится.
Когда я сел на пол и начал колоть топором лучину, мужчина спросил про хозяйку дома. Сначала я сказал, что она умерла, но потом открыл правду: она сбежала с прохожим мещанином, оставив при этом двоих детей. В этот момент заплакал ребёнок, я дал Улите запачканный рожок для того, чтобы она принесла его маленькому.
Вернувшись в дом, я сказал прохожему, что гроза уже проходит, что я могу проводить его из леса. Когда знакомый встал, я взял ружьё. На его вопрос я ответил, что в лесу сейчас шалят: дерево рубят. Когда мы вышли, дождь уже перестал идти. Я снял шапку и прислушался. Прохожий предложил мне пойти на шум вместе, я согласился. Я шёл на звук топора, который не слышал мой спутник. Я слышал, что вор уже повалил дерево. Выбравшись из оврага, я попросил знакомого подождать меня, а сам отправился к вору. Он стал убегать от меня, но я его нагнал. Мы начали бороться. Когда я держал под собою вора, прибежал проезжий. Он попросил меня отпустить мужика, сказав, что заплатит за срубленное дерево. Но я молча повёл вора к себе домой. Новый знакомый шёл за нами. Вновь начался дождь. Оставив лошадь вора посреди двора, я завел самого мужика в комнату и посадил его в угол. Мы молчали до тех пор, пока вор не начал разговор. Он просил отпустить его. Но я был особого мнения: воровать никому нельзя. Сначала с отчаянием, а затем со злобой мужик стал просить меня отпустить его. Когда воришка стал называть меня кровопийцей, душегубцем и зверем, я подумал, не сошёл ли он с ума. Он начал кричать, что ему всё равно погибать: что он будет делать без лошади, ведь без неё пропадут и его жена, и его дети. Я встал и шагнул на мужика два раза. Проезжий пытался остановить меня, защищая вора. Но я не хотел причинять ему вред. Взявши его за плечо, я надел ему шапку и вытолкнул его за дверь, сказав, чтобы он убирался к черту со своей лошадью.
Я вернулся в избу, новый знакомый сказал, что я его удивил и что я славный малый. Я перебил его и попросил не рассказывать об этом. Затем я предложил своему новому знакомому проводить его. В этот момент вор уезжал на своей лошади. Уже через полчаса на опушке леса мы с прохожим попрощались.