Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Кто стиль изображений знает, тот и музеум быстро угадает! А что за фабрика? Что за музей?

Alexander Grishchenko Просветленный (23284), открыт 2 недели назад
1 ответ
Александр Гений (82387) 2 недели назад
Федоскино, предположу.

Федоскинская фабрика миниатюрной живописи

Первым делом, когда приезжаешь на фабрику, попадаешь в зал, где оформляешь билеты и потом ждёшь начало экскурсии...Адрес: Московская область, г.о. Мытищи,с. Федоскино, ул. Лукутинская, стр. 10Федо́скинская миниатю́ра — народный промысел, вид русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Первая половина XIX века — период широкого развития лакового производства в России. Одной из первых и наиболее крупных была вольная табакерочная фабрика купца первой гильдии П. И. Коробова в сельце Данилково (в настоящее время входит в село Федоскино), основанная в 1795 году. Основным показателем качества изделий являлась лаковая поверхность, технология приготовления которой была приобретена у крупнейшего производителя того времени Иоганна Штобвассера (город Брауншвейг, Германия). Со вступлением в дело зятя Коробова — Петра Лукутина (1784—1864) — фабрика стала быстро развиваться. Уже в первой четверти XIX века на ней работало более сорока человек вольнонаёмных и производилось свыше тринадцати тысяч изделий в год. Табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали наряду с наклеенными гравюрами украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере. Среди фамилий живописцев, работавших на фабрике, упоминаются Лавров и Бородкин.

После смерти П. И. Коробова в 1819 году фабрика несколько лет находилась в собственности его дочери Екатерины, в замужестве Лукутиной. С 1824 года на протяжении 80 лет фабрика принадлежала московским купцам Лукутиным. В этот период изделия, выпускаемые фабрикой, были широко известны и популярны не только в России, но и за рубежом. В 1828 году Пётр Лукутин получил право клеймения продукции фабрики: на внутренней стороне изделий размещался двуглавый золотой орёл, а также имена или инициалы Лукутиных, владеющих фабрикой. В 1831 году на художественно-промышленной выставке в Москве П. В. Лукутин был награждён золотой медалью на Анненской ленте, а в 1839 году — на выставке в Петербурге — золотой медалью на Владимирской ленте. Продолживший дело Александр Петрович Лукутин (1819—1888), на выставке в Варшаве также получил золотую медаль на Анненской ленте; в это время на фабрике трудились 40 вольнонаёмных рабочих — мужчин, женщин и учеников; многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище.

Продолжение в комментарии.



https://ru.wikipedia.org/wiki/Федоскинская_миниатюра

http://moscowalk.ru/podmoskove/museum/fedoskino.html
АлександрГений (82387) 2 недели назад
Известны имена некоторых из них — С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др.

Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников. Создавались миниатюры и на всевозможные крестьянские мотивы: хороводы, пляски, работы на полях, бытовые сцены и т. п. При этом художники опирались на русскую литографию первой половины XIX в., на картины русских художников.
Лукутинское производство просуществовало до 1904 г.
АлександрГений (82387) 2 недели назад
Федоскинская лаковая миниатюра исполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются замалёвок (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь — либо делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, эффект свечения.
АлександрГений (82387) 2 недели назад
Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.
АлександрГений (82387) 2 недели назад
Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе.

Ассортимент изделий фабрики был очень разнообразен — ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру коробочки, крышки альбомов, чайницы, очечники, кошельки, пасхальные яйца и др. Последний из Лукутиных — Николай Александрович, известный московский промышленник, коллекционер и меценат, поддерживал федоскинское производство, не приносившее ему прибыли.
АлександрГений (82387) 2 недели назад
В 1893 году им был построен новый усадебный дом, в котором разместились и живописные мастерские. В 1904 году, спустя два года после смерти Н. А. Лукутина, фабрика была закрыта. Часть мастеров перешла на работу к В. О. Вишнякову, имевшему сравнительно большую домашнюю мастерскую в селе Осташково в десяти километрах от Федоскина.
АлександрГений (82387) 2 недели назад
В мае 1910 года десять мастеров, на выделенную С. Т. Морозовым московскому губернскому земству крупную денежную ссуду, учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея. В 1912 году в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской. Уже в 1913 году изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве.
АлександрГений (82387) 2 недели назад
Некоторое время изображение этой медали штамповалось на оборотной стороне выпускавшихся изделий. В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеров непосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрыть мастерские.
АлександрГений (82387) 2 недели назад
Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923 года, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве.

Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу. Большую творческую помощь в 1930-х годах оказали федоскинским миниатюристам известные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко.
АлександрГений (82387) 2 недели назад
В 1930—1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 году при ней была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности. Были возрождены утраченные способы декорировки изделий — «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру и др. Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок. Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришёлся лишь на конец 1950-х годов.
АлександрГений (82387) 2 недели назад
Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусства Федоскино внесли: М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И. Страхов, В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и др. Основные темы их творчества — природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России. В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. В 1931 году при Федоскинской артели была создана школа кустарного ученичества (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи). В 1950—1980-х годах школа готовила специалистов по лаковой миниатюре, жостовской росписи по металлу и ростовской финифти.
АлександрГений (82387) 2 недели назад
Заготовленные листы картонаПресс для заготовкиЦех пропитки и сушкиЗаготовка после масла и выпеканияРабочее места мастера опиловщика
АлександрГений (82387) 2 недели назад
Шкатулка "белье"Живописная мастерскаяШкатулка Кузнецовой Н.М. в сувенирном магазине при фабрикеСушка готовых работ
АлександрГений (82387) 2 недели назад
Полировка изделийЗаключительным аккордом экскурсии является посещение музея при фабрике. Здесь много уникальных работ, которым уже около 100 лет.

Самые «старые» шкатулки в этом зале вот эти две:***
АлександрГений (82387) 2 недели назад
Работы из магазина фабрики******Подробнее об истории фабрики и экскурсии:
https://moscultura.livejournal.com/1624962.html
Похожие вопросы