Top.Mail.Ru
Ответы

"Первая проблема езида": этическая задача (не про вагонетку) по межконфессиональной этике.

Предположим, существует некая максимально закрытая конфессия.

Возьмем для примера езидизм (как действительно максимально закрытую, поскольку в нее невозможно перейти: езидом можно только родиться, и учение езидов не предназначено для посторонних).

Некий человек (не езид) говорит езиду: "ты не езид!".

Вопрос: является ли действие говорящего нравственным (приносящим благо) или безнравственным (причиняющим вред)?

Иными словами - этично ли оно? И почему?

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок
6мес

Езиды – верующий народ. Они язычники, но их вера мало изучена. Езиды – солнцепоклонники и в тоже время верят в Бога и его семерых помощников-ангелов. Главный из них архангел Павлин – Малак Тавус.
"Мы – солнцепоклонники, это ветвь язычества, раньше все народы были язычниками, но потом поменяли свою веру, а мы остались верны древним учениям. Езиды пришли на Кавказ из Северного Ирака в период Средневековья. Главной святыней для нас служит храм при мавзолее Хаади в Лалеше, он стоит в Ираке. Для каждого езида честь посетить святой Лалеш", – говорит езидский шех Роман Ибрагимян.
Сами езиды называют свою религию Шарфади. О ней почти ничего не известно, потому что учение передается в основном устно среди езидов. В 2017 году езидский меценат Мирза Слоян в память о святилище в Ираке построил в Армении самый большой в мире езидский храм. Огромные глыбы белого мрамора и гранита привозили из Ирана.
Езиды трепетно относятся к родному языку. В семье говорят на езидском, дети знают его с рождения. Армянский начинают изучать, готовясь к школе. У езидов в старину не было фамилий, детей называли по имени отца. Но когда началась масштабная перепись населения, езиды в знак любви к Армении записали фамилии на армянский лад, прикрепив в конце частичку – ян. Армяне тепло относятся к езидам, помогают им сохранять свою культуру.
В Армении с первого по 9-ый классы езиды изучают свой родной язык и литературу. Таких школ в стране больше тридцати. Издаются учебники и художественная литература на езидском языке.
У езидов всегда были большие семьи: 10-15 детей. А прокормить их было нелегко, поэтому женщины умеют готовить буквально из любого растения.
"У моей бабушки было десять детей, у мамы – тоже, а я родила только пятерых. Конечно, современная жизнь накладывает отпечаток на нашу жизнь. Сейчас стало намного комфортнее. На дальних пастбищах у фермеров хорошие условия: стоят домики, есть генераторы, не то что раньше жили в палатках. Но мы стараемся сохранять наши традиции", – рассказывает жительница села Ферик Лида Мамоян.
Жизнь езидов, которые живут в равнинной местности, несколько отличается от суровых условий горных районов. Лида Мамоян вместе с сельчанами с наступлением весны ходит в поле собирать дикие травы и растения. В Армавирской области принято готовить суп из авелука – конского щавеля. Зеленые листья заплетают в косы и высушивают на зиму.
"Авелук полезен для тех, у кого проблемы с желудком. Он согревает в холодную зиму и придает сил. Авелук нужно один раз отварить, воду слить и только потом варить до готовности, так уйдет горечь. А потом просто добавляем молотую пшеницу и зажарку из лука", – говорит Лида Мамоян.