Selena
Высший разум
(191624)
3 недели назад
День этот считался праздником повивальных бабок потому, что в церквях шла служба иконе «Помощница в родах» за благополучное разрешение Богородицы от бремени. Русские женщины считали, что благодарности заслуживают и деревенские повитухи, которых они обязательно навещали в этот день.
После молебна матери вместе с детьми приходили к повитухе и угощались принесенной с собой едой. В конце угощения повитуха ставила на стол горшок с кашей, на который присутствовавшие складывали деньги – подарок бабке за помощь в прошедших и будущих родах. Затем все съедали кашу, благодарили повитуху за ее работу и принимали от нее пожелания здоровья и совет детям: «Расти отцу на украшение, матери на утешение, а всему миру на честь-хвалу, на прославление».
Обязанности повитухи были довольно широкими. Она не только помогала при родах, но и совершала все необходимые действия, связанные с появлением младенца на свет, следила за здоровьем женщины и ребенка в послеродовой период, помогала семье роженицы по хозяйству, если это требовалось, была деятельным участником всех проводившихся над младенцем обрядов.
Повитухи были в каждой деревне. Их никто не нанимал на работу, и никто не выбирал. Обычно повиванием добровольно занимались пожилые женщины, много рожавшие, усвоившие во время собственных родов практические и магические навыки. Деревенские женщины предпочитали повитух добрых, ласковых, набожных, любящих детей, трудолюбивых, не нарушавших верность мужу. Такие требования основывались на представлении о тесной связи бабки-повитухи с повиваемым ею младенцем. Не сомневались в том, что хорошие качества повитухи перейдут на принятого ею новорожденного, а безнравственность или недоброжелательность могут привести к болезни и даже смерти ребенка.
Труд повитухи в русской деревне считался добрым делом, Божьей помощью, поэтому он оплачивался иначе, чем другие деревенские работы. Повитухам дарили подарки: полотенце, мыло, платок, ткань на одежду и деньги. Бывали и индивидуальные подношения от роженицы после ее обрядового очищения, т. н. размывания рук, или коллективные – от всех родственников роженицы на крестильном обеде (см.: Крестины). Своеобразной оплатой труда повитухи со стороны деревенских жителей была помощь ей в старости или в голодные годы, тогда ее кормили всей деревней.
Отношение к повитухам в обыденной жизни было весьма уважительным: их приглашали на свадьбы, на семейные торжества, помогали им в трудных обстоятельствах. На мифологическом уровне отношение к повитухам было двойственным. С одной стороны, они считались охранительницами матери и ребенка, спасительницами, за что сразу же должны были попасть в рай, несмотря на все грехи. В то же время нечистота родов делала их сакрально нечистыми. По некоторым поверьям, повитухам на том свете предстояло наказание: они должны вечно таскать за собой мешок с пуповинами принятых ими младенцев или жать крапиву.
Повивальной она называлась потому, что умела правильно «свить» новорожденного пеленками, чтобы он не вырывался и спал спокойно. Повитухи были знатоками по части женских и материнских забот. Недаром говорили: «Бабка походит – всему делу пособит». Отмечали и их мастерство: «У всякой бабки свои ухватки».
По поводу праздника существует еще одна поговорка: «В праздник каш всяк с ложкой ходит – полный черпак семью не разгонит». Это означало, что обычаи этого дня были нацелены на укрепление семьи.
Какие поговорки о ней и об этом дне, названном "праздником каш", вы знаете? (2–3 примера)