Когда, поправляясь после болезни, я жила в замке Великанов, граф Альберт часто читал мне вслух, чтобы усыпить меня, но я не спала и слушала затаив дыхание. Читал он греческие трагедии Софокла, Эсхила и Эврипида... Боже! Какое величие! Какие картины! Сколько поэзии! Какое чувство меры! Какого исполинского размаха люди! Какие характеры, целомудренные и могучие! Какие сильные ситуации! Какие глубокие, истинные горести! Какие душераздирающие и страшные картины проходили перед моими глазами! ...я была так взволнована его чтением, что воображала себя то Антигоной, то Клитемнестрой, то Медеей, то Электрой... Я слышала жалобные хоры троянок и пленниц Дардании. Эвмениды плясали вокруг меня... что за странный ритм! Какие адские песнопения! Воспоминание об этих плясках еще и теперь вызывает у меня дрожь и наслаждение.
Это цитата из романа "Консуэло", написанного Жорж Санд. Как видите из текста, в древней Греции был театр, и очень серьёзный. Здесь, разумеется, говорится о трагедии, но известны такие комедиографы, как Аристофан и Менандр. В Риме комедии писали Теренций и Плавт, которые считаются основоположниками латинской литературы, потому что их до поздней античности штудировали в древнеримских школах. Лишь в поздней античности, если верить Михаэлю фон Альбрехту, в школах стали проходить Цицерона.
В древности, насколько я знаю, поэзия и музыка не были разделены, поэтому поэты напевали своих стихов. Вы можете очень часто встретить изображения старинных поэтов с лирой. Это своего рода традиция их так изображать. Насколько я помню, поэзию и песенное творчество впервые разделили в Италии (возможно, что на юге Франции; я точно не помню, потому что давно читал "Историю литературы Италии" ИМЛИ РАН). Кроме лиры был известен такой инструмент, как кифара, не говоря уже об амвлосе и кимвалах. Из цитаты, кстати, совершенно ясно следует, что вокал и хореография в древней Греции тоже были популярны.
О грубых и низких развлечениях написана, кстати, книжка: это роман "Таис Афинская". Гетеры своих клиентов не только "обслуживали", но, если следовать логике Ефремова, они развлекали болтовнёй своих клиентов. Таис, например, автором наделена хорошим знанием греческой истории. Здесь же отмечу, что книга эта крайне реакционная, вульгарная и пошлая.