Велимир Хлебников
Народ поднял верховный жезел,
Как государь идет по улицам.
Народ восстал, как раньше грезил.
Дворец, как Цезарь раненый, сутулится...
Стихотворение содержит аллюзии на исторические события и фигуры, что делает его не только литературным, но и историческим произведением.(Проклятья дни! Ужасных мук ужасный стон.
А здесь — о ржавчина и цвель!
— Мне в каждом зипуне мерещится Дантон, За каждым деревом Кромвель.)
Трагедия общая: на месте "России" разверзся вакуум, и предстоит распознать то, что становится "Россией" под новыми масками и именами. Эта непосильная задача встает перед поэтами Серебряного века. Как всякая непосильная задача, она требует запредельного напряжения и делает поэзию великой.
Илья Сельвинский в его "Улялаевщине:
...Куда швыряло акции, керенки, валюты,
Белье, томик Блока, стэк с монограммой,
Шифрованное слово страшной телеграммы
Таинственное - «революция».
Герои великого передела страны в интерпретации Сельвинского напоминают ватагу Стеньки Разина. Формула революции у него вышла не менее точная и эффектная, чем у Маяковского:
Рушился мир из сакса и севра,
День вставал мглист,
Уже погодка серая от севера
Сыпала красный октябрьский лист.
Уже агитаторы железною речью
Наспех расковывали цеха,
Уже миллионы вставали навстречу
Ленину и ЦК…
Тут вправду мятеж, как солнце, варили,
Здесь революцию звали на «ты»
И говорили, говорили, говорили
За все за годы своей немоты
Свободы песни – снова вас поют!
От песен пороха народ зажёгся…» — какое слово опущено в скобках?
Назовите автора и событие, которому посвящены эти строки.
Тема: «Ужасных мук ужасный стон…» в поэтическом наследии Серебряного века (2–3 примера)