Творческое задание 2,7 класс

стихотворение:,,Необычайное приключение ,бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче
Авторские фразеологизмы играют важную роль. Фразеологизм "смотреть в оба" Маяковский переделал в "светишь в оба": намек на то, что миссия солнца - светить, приносить пользу, а не просто наблюдать за происходящим. Другой фразеологизм "сколько зим, сколько лет" поэт превратил в "не знай ни зим, ни лет": автор подчеркивает этим, что труд поэта-художника колоссален настолько, что творец не замечает смены времен года. И еще один фразеологизм "и никаких гвоздей!" наполнен важным смыслом: поэт категорично заявляет , что будет выполнять свою миссию, вопреки всему.
Идея стихотворения и заключена в последних строфах стихотворения: поэт должен освещать недостатки, чтобы с ними можно было бороться.
Простоту и величие труда поэта и солнца автор показал с помощью разных средств: риторических восклицаний ("сиди,рисуй плакаты!", "Поди, попробуй!"), просторечных и разговорных слов и выражений (" что-де заела Роста").
Разбор стихотворения В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»:
— Жанр: философская поэма с элементами лирической иронии.
— Тема: осмысление роли поэта и художника в мире. Маяковский сравнивает труд поэта с трудом солнца: оба «светят», но каждый по-своему. Солнце освещает мир физически, а поэт — духовно, своими стихами.
— Настроение: игривое и динамичное, с элементами юмора и лёгкой сатиры. Оно меняется на протяжении стихотворения: от раздражённости (когда герой кричит солнцу) до дружелюбной беседы и осознания важности совместной миссии — «светить».
— Идея стихотворения: как солнце несёт свет людям, так и поэт должен нести свет искусства, творить и вдохновлять. Маяковский подчёркивает важность активной жизненной позиции и миссии поэта — менять мир к лучшему через своё творчество.
— Ритм и интонация: стихотворение написано «лесенкой», характерной для Маяковского. Это создаёт особый ритм, который подчёркивает эмоциональность и энергичность текста. Интонация варьируется от раздражённой («Слазь! Довольно шляться в пекло!») до дружеской и даже шутливой («Чаи гони, гони, поэт, варенье!»).
Композиция: стихотворение состоит из трёх частей:
1. В первой части описывается жаркий летний день, когда солнце раздражает героя, и он вызывает его на разговор.
2. Во второй части происходит диалог между Маяковским и солнцем. Солнце появляется и начинает общаться с героем, рассказывая о своих трудностях, и между ними устанавливаются дружеские отношения.
3. В третьей части герой и солнце становятся друзьями и принимают решение «светить» миру каждый по-своему.
Образы и символы:
— Солнце: символ света, энергии и жизни. В стихотворении оно становится одушевлённым существом, с которым можно говорить и дружить.
— Поэт: представляет творческую личность, которая стремится изменить мир своими стихами.
— Жара: метафора рутины и усталости, которая «злит» поэта.
— «Светить всегда, светить везде»: лозунг, который объединяет поэта и солнце. Это призыв к постоянному творчеству и служению искусству.
Художественные средства:
— Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» — преувеличение, которое создаёт яркий, почти фантастический образ.
— Гротеск: солнце приходит в гости к поэту, пьёт чай и разговаривает с ним. Это сочетание несочетаемого подчёркивает фантастичность сюжета.
— Метафора: «Светить стихами» — поэзия сравнивается с солнечным светом.
— Инверсия: необычный порядок слов («в июль катилось лето») придаёт стихотворению динамичность и экспрессию.
— Повторы: «Светить всегда, светить везде» — повторение усиливает главную идею стихотворения.