Права ли Юлия Тимошенко? — «Не Гоголь — НАШ, а — наш ГОГОЛЬ!»
Права ли Юлия Тимошенко? — «Не Гоголь — НАШ, а — наш ГОГОЛЬ!»
НАШ ГОГОЛЬ — Юлия ТИМОШЕНКО
Для меня Гоголь начался с «Вия»... С того самого ужасного киношного «Вия», который показывали в кинотеатре Днепропетровска. Помню, идти вечером домой после такого видения было страшно даже с мамой за руку. Потом были школьные байки о том, что «…Гоголь не умер, а уснул летаргическим сном, а его закопали заживо, а потом раскопали, а он перевернутый в гробу лежал…». А ещё неизменная зимой «Ночь перед Рождеством», хотя самого Рождества официально по-советски как бы и не существовало.
Для нас, детей, Гоголь с самого начала был «не как все». Даже его портрет в классе русской литературы совсем не похож на других классиков — он был добрее...
Затворник Гоголь, несмотря на ортодоксальное православие в последние годы его жизни, во многом был языческим писателем, гением Земли и Природы. «Нечисть» в произведениях Гоголя «идеальна», как классификация по Дарвину или Линнею. Именно здесь, в Украине, на Полтавщине, средь сказочных русалок, водяных и ведьм-панночек рождался великий Гоголь… Он подарил россиянам удивительную, пьянящую воображение Украину в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Современники писали, что после «Вечеров...» и «Тараса Бульбы» всё украинское стало в Питере модным, а демократическая русская интеллигенция начала воспринимать Украину не как южную окраину Российской империи, а как отдельную, самобытную ветвь славянства. Николай Гоголь, а за ним — Тарас Шевченко не только напомнили миру о существовании украинского народа, но и своим гениальным творчеством воспели, поэтизировали, заставили другие народы полюбить Украину так, как гениальный Пушкин заставил мир полюбить Россию.
Представляю себе молодого Гоголя в то время. Петербург. То ли тёплая летняя белая ночь, то ли зябкий осенний вечер, а думы его витают в родной Украине... Гоголь пишет: «...Лучшие песни и голоса слышали только одни украинские степи: только там, под сенью низеньких глиняных хат, увенчанных шелковицами и черешнями, при блеске утра, полудня и вечера, при лимонной желтизне падающих колосьев пшеницы, они раздаются, прерываемые одними степными чайками, вереницами жаворонков и стенящими иволгами...
Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа... Сверкает Чёрное море; вся чудесная, неизмеримая степь от Тамана до Дуная — дикий океан цветов колышется одним налётом ветра; в беспредельной глубине неба тонут лебеди и журавли; умирающий козак лежит среди этой свежести девственной природы и собирает все силы, чтобы не умереть, не взглянув еще раз на своих товарищей...
Увидевши их, он насыщается и умирает. Выступает ли козацкое войско в поход с тишиною и повиновением; извергает ли из самопалов потоп дыма и пуль; кружает ли вольно мед, вино; описывается ли ужасная казнь гетмана, от которой дыбом подымается волос, мщение ли козаков, вид ли убитого козака, с широко раскинутыми руками на траве, с разметанным чубом, клекты ли орлов в небе, спорящих о том, кому из них выдирать козацкие очи: всё это живет в песнях и окинуто смелыми красками...
Они обращаются к Богу, как дети к отцу; они вводят его часто в быт своей жизни с такою невинною простотою, что безыскусственное его изображение становится у них величественным в самой простоте своей. От этого самые обыкновенные предметы в песнях их облекаются невыразимою поэзией...»
Да, это написано русским языком. Но способ мышления, ритм течения мысли, чувствительность мысли, сочная рельефность и афористичность выводов — это украинское, родное, в великом писателе, которое сделало его гением. Менее двух столетий Гоголь своим талантом нежно обнимает Любовию украинский и русский народы. Русская женщина Мария Александровна Вилинская (писательница, известная под псевдонимом Марко Вовчок) в это же время изучает почти запрещённый украинский язык и пишет на нём удивительные рассказы и повести. Украинец Николай Гоголь создает шедевры русскоязычной литературы, вместе с великим Пушкиным делая славянский мир всеобъемлющим, совершенным. Подаренная Пушкиным причудливая, скорее — анекдотическая история о скупщике мёртвых душ в глубокой русской провинции во всемогущем воображении Гоголя превратилась в гениальный шедевр человековедческого познания мира, в поэму «Мертвые души». Каждый его типаж — материален, зрим и жив. Гоголь своим творчеством создал качественно новый реализм — особый, пристальный взгляд на жизнь. И я бы назвала это «взглядом сквозь увеличительное стекло», при котором главные черты человеческого характера мощно укрупняются. Разве не так созданы Тарас Бульба, Плюшкин, Чичиков, Хлестаков? И в этом Гоголевском видении человека есть многое от украинского фольклора. Думаю, говоря о Пушкине, он имел в виду и себя: «Он при самом начале своём уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа…»
Спасибо Украине, что приняла на свет, вспоила материнской грудью, своею водою, вскормила своим хлебом и вложила в душу Гоголя свою неповторимую народную поэтику, без которой не состоялась бы великая, так до конца и не разгаданная тайна «гоголевских арабесок». Спасибо России, что поняла Гоголя, почувствовала и приняла, одарила его такими современниками, учителями и друзьями, как А. С. Пушкин, М. С. Щепкин, В. А. Жуковский, М. П. Погодин, П. А. Плетнёв, С. Т. Аксаков, П. В. Анненков…
Две страны, два народа, две родины Гоголя, на равных празднуют в этом году его 200-летие. Чуть меньше двух столетий работает на всё человечество созданный им огромный художественный, человеческий мир, делая каждого читателя добрее, умнее и совершеннее.
Я искренне люблю Гоголя за то, что в жизни он был обычным человеком. За то, что носил с собой в ресторан бутылку оливкового масла, привезённого из Италии, за то, что мечтал «превратиться весь в огромный нос», вдыхающий ароматы чудотворной весны, за то, что хотел пошить модный синий фрак с железными пуговицами и просил товарища найти портного в Петербурге… Люблю нашего Гоголя, который во всей украинской, русской, а равно и мировой литературе стал самым великим воином против пошлости и невежества, и считаю, что его «Невский проспект» — это шедевр не менее значительный, чем его «Тарас Бульба» или его «Ревизор». Вот, к примеру, поручик, который был выпорот розгами за шашни с чужой женой и хотел «сразу жаловаться в главный штаб, государственный совет, а не то самому государю…», но потом «по дороге зашёл в кондитерскую, съел два слоёных пирожка и… вышел уже не в столь гневном положении… а вечером… так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но даже и кавалеров…». Кто писал ярче, сильнее и проще одновременно? Вот из-за этих-то злосчастных слоёных пирожков и побаивался Александр Пушкин, что повесть Николая Гоголя «заблокирует» цензура!..
Именно такой искромётный Гоголь принадлежит Украине, России и миру. И я предлагаю навсегда оставить извечный бессмысленный спор о том, чей же это гений?..
Это — наш Гоголь. Именно так.
Не Гоголь — НАШ, а — наш ГОГОЛЬ!
Ого, респект...
ЮВ права. Конечно, наш - ГОГОЛЬ. Это просто сказано по женски и по украински. В моей душе есть две Полтавщины - Гоголь и Шолом-Алейхем. Кто скажет, что ОНИ не наши? Русский язык и идиш в украинской классике - это нечто. Это нужно просто нести в своем сердце.
....Конечно, может не в тему.. . но я очень люблю М. Коцюбинского. Как филолог-исследователь украинского языка, традиций и быта он также сумел создать потрясающие произведения! Конечно, на украинском языке.
Это верно - наш (и русский - по языку и украинский - по жизни) = ГОГОЛЬ !
Только тексты эти не Юлией Тимошенко писаны.
Кто чувствует СЛОВО и СТИЛЬ - ЗНАЕТ !!!
Короче славянин он как и все мы и поставим точку.
"Именно здесь, в Украине, на Полтавщине, средь сказочных русалок, водяных и ведьм-панночек рождался великий Гоголь… ": оказывается вот кто в Украине живет! ! русалки, водяные, вельмы-панночки. Интересно из какой породы этих сказочных персонажей будет Ющенко? Из водяных, наверное) )
Не понимаю раницы между словами "Не Гоголь — НАШ, а — наш ГОГОЛЬ! " - как говорится, от перемены мест слагаемых сумма не изменяется