Костас М
Профи
(811)
16 лет назад
Поселок Араван рядом со столицей юга Кыргызстана городом Ош известен наскальными рисунками, запечатлевшими знаменитых «небесных коней» Ферганской долины, которых считают предками лучших пород азиатских иноходцев.
Как известно из древних китайских летописей, за этими конями, необходимыми империи Тан для борьбы с грозными племенами кочевников хунну, снаряжалось несколько военных экспедиций из Поднебесной в государство Давань, во II-I веках до нашей эры занимавшее всю территорию в верховьях Сырдарьи.
Военная тактика тогда переживала настоящую революцию. На западе Азии арийские племена ввели в употребление кавалерию закованных в чешуйчатую броню всадников с длинными копьями - предшественников средневековых рыцарей. С помощью тяжелой конницы катафрактариев сарматы покорили богатые скифские государства в Крыму и северном Причерноморье, а парфяне на Ближнем Востоке разгромили легионы римского императора Красса. В то же время малосильные и низкорослые китайские лошадки не могли долго преследовать по степям внутренней Монголии быстроходных и выносливых хуннских коней. Поэтому император У-ди, достигший больших успехов в завоевании Кореи и Индокитая, терпел постоянные поражения при молниеносных набегах кочевых орд, от которых земли его царства не смогла защитить даже Великая китайская стена.
Открывший Шелковый путь из Китая на Запад путешественник и дипломат Чжан Цянь рассказал У-ди, что в Ферганской долине вельможи Давани разводят прекрасных коней неземного происхождения. На окружающих долину горных хребтах будто бы водятся дикие крылатые жеребцы, приручить которых из-за их божественной природы невозможно. Поэтому из многочисленных стад выбирают лучших кобылиц и пускают для случки к подножиям гор. Родившиеся жеребята с массивным телом, стройными сильными ногами и лебедиными шеями «потеют кровавым потом» , что доказывает их сказочную породу, а главное, они быстры и неутомимы в бешеных скачках и длительных переходах - как по равнине, так и по горным кручам.
Направленная У-ди на Запад дипломатическая миссия имела целью не просто заполучить «небесных коней» , но и, склонив к союзу против северных кочевников тянь-шаньские племена усуней, Давань, Согдиану и Бактрию, распространить свое влияние вплоть до Каспийского моря и навсегда запереть хунну в пустыне Гоби. Но надменное поведение императорского посланника Че Лина вызвало раздражение князей и старейшин Давани. В результате посол, которому было отказано даже в покупке небесных коней за китайское золото, был ограблен и убит местными жителями по дороге домой. Между Китаем и древней Ферганой вспыхнула многолетняя война, закончившаяся компромиссом. Выдержав сорокадневную осаду своей столицы, даваньцы согласились поставлять ко двору У-ди 300 племенных лошадей каждый год, и китайские полководцы следующих столетий уже гарцевали на выносливых иноходцах с лебедиными шеями. Однако с тех пор экспансия Поднебесной в Центральную Азию стала затухать, сменившись нашествиями кочевых орд гуннов, тюрков и монголов - потомков хунну, все же отстоявших свою независимость.
Горы на западе Ферганской долины. Наскальные изображения араванских «небесных» коней.
Находящиеся неподалеку от Аравана в Мархаматском районе Андижанской области Узбекистана руины древнего городища некоторые исследователи считают остатками одной из столиц Давани. В окрестных горах существует множество наскальных изображений домашних животных, по облику полностью соответствующих описанию легендарных «небесных коней» . Подобные петроглифы можно обнаружить на камнях священной горы Сулейман-таг, возвышающейся в центре города Ош, в урочище Сурети под Баткеном или на скале Сурот-Таш вблизи Карасуу. Но изображение кобылицы и жеребенка на скале в Араване поражает воображение. Контуры лошадей выцарапаны на камне почти в натуральную величину и закрашены охристым веществом, за тысячелетия не потерявшим яркого цвета.
Рядом с рисунками лошадей на отвесном обрыве скалы можно разглядеть ма