Бедлам (англ. Bedlam, от англ. Bethlehem — Вифлеем; официальное название Бетлемская королевская больница — англ. Bethlem Royal Hospital), психиатрическая больница в Лондоне .
Название Бедлам стало именем нарицательным, вначале — синонимом сумасшедшего дома, а позже — словом для обозначения крайней неразберихи и беспорядка.
![](//otvet.imgsmail.ru/download/2fe2843eb1b6dae192bd9b7a56cefbd4_i-3886.jpg)
Бетлем стал частью Лондона с 1247. С 1330 года тут была расположена больница, которая стала больницей для душевнобольных в 1377 году, хотя до 1403 года там было только 9 пациентов.
Лондонский Вифлеемский госпиталь для душевнобольных (англ. Bethlehem hospital for insane) построен напротив знаменитого Тауэра. Сюда с 1547 года свозили умалишенных и «блаженных» . В 1815 году на этом месте построили гигантский, образцовый по тем временам госпиталь — душевнобольных здесь не держали в цепях и не морили голодом. В пьесе В. Шекспира Король Лир Эдгар, сын герцога Глостерского играет роль Бедламского нищего (Bedlam Beggar) чтобы остаться в Англии незамеченным после изгнания.
Знаменитые пациенты Бедлама
Лануел Франциз Абботт, потретный художник
Ханна Чаплин, мать Чарльза Спенсера Чаплина
Ричард Дадд, художник
Джеймс Хадфейлд хотел быть слугой Короля Джоржа III
Джеймс Тилли Метьюс, one time tea merchant and subject of the first book-length psychiatric case study
Даниел М'Нагтен, catalyst for the creation of the M'Naghten Rules (criteria for the defence of insanity in the British legal system) after the attempted murder of the Prime Minister Robert Peel
Льюис Уейн, художник
Джонатан Мартин, the man who set fire to York Minster[1]
Эдвард Оксфорд, tried for high treason after the attempted assassination of Queen Victoria and Prince Albert
=============================================================================================
Самым непосредственным предком «сумасшедшего дома» следует считать храм святого, «специализировавшегося» на избавлении от душевных болезней. В католическом Средневековье такой святой была, например, св. Димфна, в православном – св. Анастасия. Храм последней в Константинополе имел специальные помещения с прикрепленными к стенам цепями, и туда, в надежде на заступничество святой, свозили безумцев. Впрочем, как явствует из жития Андрея Юродивого, если человека признавали неизлечимым, его отпускали на все четыре стороны. Опасаясь бесов и «одержимых» ими людей, Средневековье в то же время не боялось «естественных» сумасшедших – оно потешалось над ними.
К концу Средних веков положение начинает меняться. Государство взялось за вытеснение безумцев на периферию жизни. Помешанного теперь стараются не впускать в церковь, «лунатиков» запирают в тюрьмы, родственников больных законодательно обязывают ограждать от них окружающих, а король конфискует их владения. Есть теория, что сумасшедший в каком-то смысле заменил собой прокаженного: культуре необходим символический изгой, а проказа в это время стала постепенно отступать. Соответственно, «дом скорби» – помесь тюрьмы, приюта и больницы – занял символическое (и физическое) место, ранее принадлежавшее лепрозорию. Верна эта теория или нет, но в ХIV в. в разных местах Европы стали возникать религиозные учреждения, где пытались не только «отчитывать» помешанных, но и лечить их: первым было «Убежище Мадонны» , основанное Хуаном Джилаберто Хофре в Валенсии (Испания) , вторым – «Дом Св. Духа» в Упсале (Швеция) , третьим – «Св. Георгий» в Эльбинге (Германия) и т. д. Но самую большую известность снискал казенный сумасшедший дом, открытый в 1377 г. английским королем Эдуардом III в конфискованном им лондонском аббатстве Марии Вифлеемской. С течением веков название больницы стало нарицательным. Это современное слово «бедлам» .
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]