Сапоги Сталина.
Szoborpark (или Memento Park) - парк коммунистических скульптур в Венгрии, недалеко от Будапешта.
Это единственная в мире коллекция памятников периода коммунистического строя.
Один из самых захватывающих музеев под открытым небом в Восточной Европе.
Статуи Ленина, Маркса и Энгельса, Димитрова, Остапенко, монумент советскому Солдату, и многое другое были удалены с улиц Будапешта и собраны в музей "Парк скульптур".
Парк Коммунистических Памятников в Будапеште напомнит всем желающим о недавней истории, когда культ личности в социалистических странах принимал самые невероятные художественные образы.
Стилизованный под фронтон античного храма и сделанный из красного кирпича вход в Парк, обнаруживает двойную природу этого мемориала — художественную и историческую.
В нишах по двум сторонам входа стоят как храмовые статуи усталый пожилой Ленин и неразлучные весьма условно изображенные Маркс с Энгельсом, приглашая навестить тени уже забытых коммунистических предков.
Как напоминание о самоубийце, похороненном за оградой христианского кладбища, стоят на трибуне, на которой венгерские вожди принимали парады, сапоги советского генералиссимуса. Это все, что осталось от памятника Сталину, взорванного в Будапеште во время восстания 1956 года.
В центре Пантеона-Элизиума — красная пятиконечная звезда из живых цветов, точная копия клумбы, долгие годы украшавшей центр столицы социалистической Венгрии.
Расположенные вокруг монументы различным вождям пролетариата, малоизвестным революционным героям и неизбежным солдатам и рабочим выглядят как абсурдные парковые скульптуры.
Они изумляют тем, что выполнены в разной художественной манере: от символизма, футуризма и дадаизма до соцреализма и минималистского стиля. А одна из скульптур, запакованная в полиэтиленовую пленку, выглядит и вовсе как омаж Кристо.
Удачное использование фрагментов кирпичной стены обеспечивает целостность всей этой экспозиции, превращая парк в огромную художественную инсталляцию.
И не важно, что стена представлена здесь фрагментами только потому, что не хватило денег оградить ею весь парк — искусство внесло свои коррективы в жизнь, еще раз доказав эстетическую правоту руин.